![](https://n1s1.hsmedia.ru/0a/c3/90/0ac39014ccc2a480a8f1bf445898eaed/656x438_1:5593_234852a37a63ede540b98304301c4e55@3000x2000_0xBWixR0W0_4266959225213544661.jpg.webp)
В этом году исполнилось 100 лет Чуйскому тракту — дороге, которая проходит через три региона к границе с Монголией. НГС запустил серию публикаций, посвященных этой дате. Мы уже рассказали историю строительства Чуйского тракта — о том, что проектировал дорогу автор романа «Угрюм-река» Вячеслав Шишков, про отважных водителей, которым ставят памятники, и о тысячах заключенных, погибших во время стройки. Съемочная группа НГС проехала по всему Чуйскому тракту. При желании до Монголии можно доехать и за день, но мы задержались в самых интересных и красивых местах — что мы увидели, расскажем в обзорном материале с яркими фото и видео.
Формально Чуйский тракт начинается на территории Новосибирской области, хотя исторически начало пути было в Бийске. Именно поэтому возле Музея Чуйского тракта в центре города установлен памятник нулевому километру.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/72/cf/31/72cf315bdac8116b70557ece166259d4/656x438_1:5593_20cadc24d5ea8f12fb8a30f3b66e1982@2998x1999_0xm6FjX9Vu_0207358020797343222.jpg.webp)
Музей Чуйского тракта вы не проедете. Вместе с нулевым километром это и будет первая достопримечательность, которой можно посвятить какое-то время. Кстати, если решите зайти в музей, знайте, что работает он только пять дней в неделю, со среды по воскресенье. А на экскурсии нужно записываться по телефону.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/19/42/07/1942071bd31521ca390a6d15edf40cd3/656x438_1:5593_7216f0591184ad0d1dd24770ded5e72c@3000x2000_0xN8I1giiu_0150954218756355317.jpg.webp)
Музей небольшой, но экспозиции очень информативные, особенно много фотографий, которые погружают в атмосферу начала прошлого века. В музее даже есть настоящие колёса, которые почувствовали на себе характер легендарной дороги.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3c/8c/95/3c8c95d091937947fa7e3e7d49b31451/656x438_1:5593_4d8d59ee4de4da152d3c443af346c161@3000x2000_0xs0i8QYWG_9087729775706241628.jpg.webp)
Здание Музея построено в 1910–1911 годах. Можно сказать, что это визитная карточка города, хотя, если пройдете чуть дальше по центральной улице, окунетесь в историю города Бийска, которому, кстати, уже больше 300 лет.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/14/d7/c2/14d7c274eb25b0a4efd48d6358c63e1c/3000x2000_0xT64RUdbA_2798677951334781906.jpg)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2e/31/ff/2e31ff8947c9b9007f784572a8f884af/656x437_21:5593_1606d03cf3af063aab9445d06eb35d74@3000x2000_0xLpc7rYpJ_5275210577213489917.jpg.webp)
Дальше можно сделать остановку на въезде в Республику Алтай. Немного передохнуть, сфотографироваться в красивой беседке, погладить металлического пса. Говорят, желательно помочить лицо водой из Катуни, чтобы задобрить духов. Возможно, это просто придумал наш фотокорреспондент, но на всякий случай мы так и сделали, тем более в тот день было жарко.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f7/63/c1/f763c1aefbe62865599a41567dddab9c/656x438_1:5593_4865ae22c5aacf4a8ce17d27ecd9c259@3000x2000_0xUnO5w2gL_7768848129754882711.jpg.webp)
Для неискушенных туристов Алтай начинается уже в Чемальском районе. А бывалые говорят, что «настоящий» Алтай не здесь и вся красота будет дальше. А пока мы двигаемся по Чуйскому тракту и заезжаем в столицу республики — Горно-Алтайск. Кстати, это вообще единственный город в Горном Алтае.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d6/de/53/d6de53006c68a5fd49d1c63bcba06895/656x438_1:5593_a7e53a1d6d83af0ff9b7e4f0be4888f8@3000x2000_0xk07Vtphi_5107526619866801225.jpg.webp)
Население Горно-Алтайска — чуть больше 60 тысяч человек, но выглядит город на все 100 в прямом и переносном смысле. Набережная, гора со смотровыми площадками, футбольные поля и парки. Одна из главных достопримечательностей — национальный музей Республики Алтай имени А. В. Анохина. Из более простых, но дорогих развлечений — колоритное кафе «Типография», которое находится в бывшей настоящей типографии. Кстати, в здании сохранились действующие станки, которые даже можно потрогать.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1e/99/6c/1e996c403aaeab31fc377921eb2e0b8a/656x438_1:5593_eaf2d5a20a8fb734c5a47a98b73c11eb@2999x2000_0xNJckSp6p_8508610283010779269.jpg.webp)
От Горно-Алтайска до Семинского перевала — около 150 километров. Дорога не покажется скучной, потому что рельеф меняется: от утопающих в зелени гор до возвышенностей, словно покрытых верблюжьей шкурой. Дальше горы более самодостаточные, немного отрешенные от всего мирского — людей и мельтешащих машин у их подножья. Надо сказать, что Чуйский тракт — дорога почти идеальная. Покрытие, разметка, даже повороты не такие крутые и ехать не так сложно, как кажется.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/02/cd/03/02cd033f71daecde5de8f7235fed1248/656x438_1:5593_93dda77c2d90de32d145b09355c866f7@3000x2000_0xRRCwRVHx_7451594187901688726.jpg.webp)
Просто только когда небольшой трафик — в июле будет сложнее, обгон на таких участках — почти экстрим. Вообще подъем и спуск на Семинском перевале — довольно плавный, так что можно даже не заметить, где он начинается и где заканчивается. Но стелу вы не проедете. Рядом бойко торгуют сувенирами и монгольским кашемиром, полно закусочных — словом, место привала.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e2/d2/fb/e2d2fb1cbade326aa1f0e6f863a71c15/656x438_1:5593_c2c4dbc388014ea6d8521a32f3746d12@3000x2000_0xVtPX0jJE_4676072788544550062.jpg.webp)
На перевале Чике-Таман (659-й километр) еще красивее. Ощущение восторга настигнет уже на главной смотровой площадке, где стоит памятник строителям Чуйского тракта. Любителям побродить по рыночкам здесь понравится: за углом развернулась настоящая ярмарка с сувенирами, местной медовухой и национальной кухней. Кажется, что Чике-Таман выше, чем Семинский, но на самом деле нет.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bc/9a/25/bc9a2576ca1620484841ffa28156e3ac/656x438_1:5593_37c52f7800b5d2dc843985f34afc7f12@3000x2000_0x2kwJWnCt_9519885585922685577.jpg.webp)
Коровы, кони, козлики и ягнята достойны отдельного репортажа. Алтай без рыжих копытных — не Алтай. Стадо по привычке неспешно переходит оживленную трассу, а маленькие барашки заставляют туристов держать за них кулачки, потому что страшно смотреть, как малыши прыгают по узким горным тропинкам.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/87/1b/3b/871b3bfaf8356da9bcc5d6189c97bd6f/656x438_1:5593_8b63693b1966fb71ab0f760f9fad2028@3000x2000_0xFQlDweWk_3254298686419137047.jpg.webp)
В Онгудайском районе горы уже другие. Обратите внимание на Катунские террасы — как будто это искусственные стены, построенные из камня. Одной из причин появления террас называют мощные потоки воды во время таяния ледников.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/48/2d/72/482d72b563f7d208ea39947289871cd8/656x438_1:5593_515532c8cff64d45583c25d72d2d1a7a@2998x1999_0xNgySJAd9_5992914730010868913.jpg.webp)
Следующая туристическая отметка — слияние Чуи с Катунью, это примерно на 713 километре Чуйского тракта. Где Чуя и где Катунь — поймете по цвету, разница особенно заметна летом: в Катуни вода изумрудная или бирюзовая, кому как покажется. А Чуя — река брутальная, вода в ней мутного коричневатого оттенка.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7b/0a/c8/7b0ac835e371abc5ada203b721f76b9d/656x438_1:5593_e806f49a532d8ab6f3107f7e4cd02376@3000x1999_0xdaF7h0MR_2420670594482022632.jpg.webp)
Дальше можно остановиться у порога Турбинный. Считается, что это сложный порог для сплавщиков, которые пытаются усмирить характер буйной алтайской реки Чуи. В ясную погоду уже можно увидеть Актру — одну из вершин Северо-Чуйского хребта.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a8/e1/80/a8e1808b0a702af58f6188ad48ac7a9f/656x438_1:5593_55fcfe0e4ff4792dcba5cde4d40e0674@3000x2000_0x9u5QMjk9_0750621227957547834.jpg.webp)
Одна из самых интересных достопримечательностей — петроглифы Калбак-Таш. Это одно из древнейших святилищ на территории Республики Алтай. Вход платный — 200 рублей с человека. Можно заказать отдельно экскурсию.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a0/b8/7e/a0b87e8a761c6e9ffe5611e02d0f65fc/656x438_1:5593_ceb7d92051e35fa3c4d19555a93a2dcb@2998x1999_0x6fmf0XAl_5511456035583612641.jpg.webp)
Чуйский оленный камень на 728 километре. Сам камень — это стела высотой около полутора метров. Высеченное лицо воина не оставит вас равнодушными — кажется, что он видит туриста, с какого бы угла тот ни подошел. Камень — это часть святилища Адар-Кайа. Возраст артефактов — более 2,5 тысячи лет, а само святилище относится к эпохе бронзового века. Подножье горы Адар-Кайа покрывают 100 петроглифов, на большей части рисунков изображены животные. Здесь нет никакого платного входа. Только не наносите свои «петроглифы».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/36/9d/63/369d634f79ee88c39988691d0820ffd0/656x438_1:5593_3a977ef16ec32687ba5e69d28b3269e3@3000x2000_0xcL39psFk_6837914638307028369.jpg.webp)
Скала Белый Бом — тоже природная достопримечательность. В известняках Белого Бома находится пещера с одноименным названием. Протяженность ходов пещеры — 146 метров.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4c/e8/d0/4ce8d06f83010b942a97d1274c2f23de/656x438_1:5593_a2e0025cad1b4176a44acb06381dbe1d@2998x1999_0xLqH7u3OU_7208825729917665419.jpg.webp)
Примерно через километр после Белого Бома вы увидите участок старого Чуйского тракта. Там же памятник отважным водителям. Второе название — памятник Кольке Снегиреву — отчаянному водителю, герою легендарной песни «Есть по Чуйскому тракту дорога». Если коротко, это история про отчаянную губительную мужскую любовь. Ну, и про опасную дорогу, конечно.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e0/94/a9/e094a96e1ef42dc27da4a2f884370f6c/656x438_1:5593_092d1c5135345a784e6967bd186481ac@3000x2000_0xBq7Vmeu5_8730687921817283484.jpg.webp)
Акташ — село в Улаганском районе. Здесь много туристических баз, кафе и магазинов — удобно сделать перерыв в путешествии. Примерно в 7 километрах от Акташа находится одно из самых необычных озер Алтая — Гейзеровое озеро. Проход к достопримечательности только через базу, стоит 100 рублей с человека. Озеро того стоит, особенно хорошо, когда никого нет и слышны таинственные звуки дикой природы.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0f/e8/43/0fe84341d2e2aabc6f9982ba9b878158/656x438_1:5593_e2325443a79e144ff912722fc3883cef@3000x2000_0x5tAQprCI_9462574979395681940.jpg.webp)
Если вы остановились в Акташе, рядом (в 70 километрах) находятся известные марсианские пейзажи (Марс-1, Марс-2, Луна). О том, как туда добраться и сколько это стоит, мы расскажем в одной из следующих публикаций, посвященных Чуйскому тракту.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fe/e3/1a/fee31ab1ee49aac713128450ada3cf70/656x438_1:5593_8de55f0164102188749adf1685c51f34@3000x2000_0xHXrjhSw0_6850643012078662105.jpg.webp)
Дальше, по пути к Монголии — Чуйская ГЭС (Акташская ГЭС). Это недостроенная заброшенная гидроэлектростанция на 799 километре Чуйского тракта. Выглядит как будто нерукотворное строение, издалека чем-то похоже на остров Пасхи.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ab/95/6f/ab956fed528431f43a80e280d27e8148/656x438_1:5593_32b43a214abdea79dc3cab50acd32f82@3000x2000_0x3ptyj41q_4592568126424045108.jpg.webp)
Курайская степь. Горы как будто отошли от дороги, словно смотрят со стороны, что там происходит в сёлах.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/03/a7/9e/03a79e20751edb5450d7e839df437259/656x438_1:5593_b2605561b5b03dea010864ec8b9fc63d@3000x2000_0xEM5p3rAH_6333536075759446686.jpg.webp)
Бесцеремонные ветра в приграничном районе чуть ли не сносят машину. Здесь уже нет таких крутых поворотов. Дорога прямая — включаем музыку громче и мчимся в сторону Ташанты, к границе. На холме огромные буквы «Я люблю Ташанту» и качели, с которых видно пограничный заборчик. Ветер как будто пытается спросить, что мы все здесь забыли и не хотим ли уже вернуться. Хочется, чтобы эти ветра унесли все грустные мысли и сказали: всё хорошо, всё так, как и должно быть в этом прекрасном мире.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b3/23/85/b32385101bcd0c9d151023220102afb1/656x438_1:5593_a7bc139f559b092155af2e758564b5a5@3000x2000_0xYpyswAX5_3557379566274036028.jpg.webp)
В следующих сериях мы расскажем про Бийск и Горно-Алтайск, подсчитаем, сколько стоит путешествие по Чуйскому тракту. Покажем марсианские поля и приграничные сёла.