![](https://n1s1.hsmedia.ru/c5/ad/cb/c5adcb7ab29d7a4abfe081e638a5e586/656x492_1:5593_37b2105e7075f03527c1518404d66a1c@3000x2250_0x8k0nP29q_1078304724719924563.jpg.webp)
В российских городах начали открываться дискаунтеры «Чижик» компании X5 Retail Group (владелец «Пятерочки»). В интернете туда активно ищут персонал. Наш коллега из NGS.RU, обозреватель Стас Соколов решил познакомиться с новым форматом в местах его появления на свет — в Москве и Подмосковье. Общий вывод: от сети можно ждать более низких цен, но к новичку придется приспособиться.
Что такое «Чижик»
Это проект магазинов низких цен группы X5, которой принадлежат сети «Пятерочка» и «Перекресток». Первый магазин открыт осенью 2020 года. Сейчас, по данным 2ГИС, в Москве и Подмосковье работает 256 торговых точек. Для сравнения: «Пятерочек» на той же карте 2ГИС 2676, а «Перекрестков» — 453. Но первая «Пятерочка» открылась в столице в 2001 году, а «Перекресток» там работает и вовсе с середины 90-х.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/40/2c/ae/402caee5aa81ad267066e647f6d50c0f/656x369_1:5593_de05abc190bdf60a94cab8054182b8f6@2816x1584_0xGiRRaWU0_2535514375412272818.jpg.webp)
«Чижик» активно развивается и за пределами столицы. В прошлом году сеть вышла на рынок Урала. В августе 2022 года X5 открыла сразу восемь магазинов на Урале — в Екатеринбурге, Челябинске и Перми. Сейчас у сети в этих трех городах уже 97 торговых точек. Магазины постепенно открываются в других российских городах.
Как это выглядит снаружи
В столице «Чижики» работают больше на окраинах. В пределах Садового кольца, например, нет вообще ни одного магазина, да и внутрь Третьего транспортного кольца смогла пробраться только одна точка. Оно и понятно, если человек может себе позволить жить недалеко от центра (по московским меркам), то вряд ли экономия 20 рублей на покупке кетчупа или макарон будет для него приоритетом при выборе магазина.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/02/2d/fa/022dfa7162188d06f9abcfbd0f3676c3/656x492_1:5593_9557b52cc995971ce012f6d4256fabba@3000x2250_0xmt3dxi9d_0158825258903001966.jpg.webp)
Первое, что отличает дискаунтеры от той же «Пятерочки», — это более скромная вывеска. На окраинах, в новостройках, конечно, сеть может себе позволить привлечь внимание, вписав вход в яркую желтую букву П, но даже на ней название не будет огромным. Нередко же вывеску и вовсе не видно издалека, она рассчитана на пешехода, который уже узнал о магазине от знакомых или был привлечен рекламой в почтовом ящике, а не на автомобилиста, которому нужно попасться на глаза, пока он едет мимо.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0a/e7/97/0ae797ecfd6eaca90f0050b74cd39af7/656x369_1:5593_618bdf8eda7a1ec9ed50a8db5f2fed25@2816x1584_0xkzw3lDwY_7613221219852638105.jpg.webp)
В базе 2ГИС «Чижик» назван просто «супермаркетом», то есть магазином самообслуживания, где можно купить довольно широкий круг товаров. И сегодня, когда количество «Чижиков» исчисляется сотнями, выделить какие-то единые правила выбора помещений довольно сложно. Там, где они соседствуют с «Пятерочками», — это помещения, которые «Пятерочкам» просто не подошли бы. Это первый этаж жилого дома с высоким крыльцом, подвал торгового центра или просто площадка более маленького размера в ряду каких-то специализированных торговых точек. Однако при удалении от центра можно найти точки, которые стоят примерно на таких же местах, как и «Пятерочка», но здесь у «Чижика» больше шансов найти своего покупателя. Где-нибудь в Подмосковье «Чижик» можно встретить уже в самом центре.
Что внутри
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5e/a8/6c/5ea86cfe8d949c28cfd76ba71a494d5c/656x492_1:5593_4301d65a19fa89b7be6370fb21af7acd@3000x2250_0xR1QUddJw_9958683852080048670.jpg.webp)
Магазины хорошо освещены, в них довольно чисто. В этом смысле «Чижик», конечно, выгодно отличается от «Светофоров» (которые, впрочем, в последнее время тоже стараются выглядеть более презентабельно). Именно эта сеть и дала широкое хождение обидному названию «нищемаркеты», поскольку предлагала в комплекте с низкими ценами довольно отталкивающий внешний вид своих торговых точек.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d1/1e/9f/d11e9f96b636a3a91f91781ad0e109af/656x492_1:5593_cf0f6d78de30824a20ba1e7863a2943c@3000x2250_0x0whWE7r3_7004519399569994589.jpg.webp)
«Чижик» в этом смысле пытается пройти по тонкому краю, чтобы одновременно продемонстрировать простоту интерьера и не отпугнуть покупателей излишней брутальностью. Часть этих усилий связана с реальной экономией, но местами речь идет о вполне осознанных решениях, которые должны произвести соответствующее впечатление.
Главная примета дискаунтера — выкладка в коробках, что просто сокращает трудозатраты. При внимательном взгляде обращает на себя внимание более выносливое оборудование — часть товаров выложена на стальные стеллажи-сетки. При этом в одном из магазинов, например, надписи, обозначающие отделы, были сделаны на прибитых к стене палетах, что уже не имеет особенного практического смысла, зато помогает создавать нужную атмосферу места с низкими ценами.
Чем торгуют
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8f/4f/63/8f4f632a2ed505d8d7c0dc241507750a/656x492_1:5593_8b953e7c0d2f95822edad4379bda6df9@3000x2250_0xgcvlSdrI_7505502410556964907.jpg.webp)
«Чижики» часто называют «жесткими» дискаунтерами, что не вполне верно. В мире это определение предполагает практически полное отсутствие товаров, которые могут испортиться. В «жестком» дискаунтере покупателя ждут коробки, банки, бутылки — всё то, что можно привезти со склада, выставить в зал и не вспоминать о нем, пока покупатель не разберет содержимое палеты. «Чижик» же встречает покупателей отделом со свежими фруктами и овощами, здесь есть какое-то количество скоропортящихся молочных продуктов. В целом, если не обращать внимания на выкладку, перед нами всё тот же супермаркет, единственное принципиальное отличие которого — существенно более узкий выбор. В «Чижике» порядка 800 наименований товаров против примерно 3–3,5 тысячи в «Пятерочке».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/94/c0/0e/94c00e5b4663ea22e12f00e0031399b3/656x492_1_f32aac2add54e3f3e1dca19037eb6ed2@3000x2250_0x84oFidyZ_5289986840472324365.jpg.webp)
Привыкший обращать внимание на бренды покупатель заметит, что в «Чижике» на полках совершенно новые для широкого круга потребителей названия: «Светаево» (молочные продукты), «Дикое море» (рыба и консервы из рыбы), «Гранд Меню» (замороженные полуфабрикаты), Greenola (овощи) и т. д. Это собственные марки сети, товары под которыми производятся предприятиями по заказу ритейлера. Фабрике не нужно в этом случае тратиться на продвижение и маркетинг. Да и само производство может быть разделено между разными предприятиями. Немаловажно и то, что покупателю не с чем сравнивать цены этих товаров. Ведь их не будет на прилавках даже в «Пятерочке».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b2/96/41/b29641841473eb9ee6e6ee74839028e4/656x492_1:5593_351d178798b40370dabc4cbb2bcbe519@3000x2250_0x0M49bF5k_6000879097287251309.jpg.webp)
В «Чижике» можно найти не только продукты, здесь целый раздел непродовольственных товаров, среди которых — домашняя утварь, посуда, игрушки и даже учебники. Визуально они занимают даже большую часть магазина, чем это бывает в привычных массовых супермаркетах. Видно, что сеть стремится стать магазином первой необходимости, куда покупатель мог бы прийти с набором практически всех базовых потребностей.
Что с ценами
Цены в «Чижике» указаны без копеек, то есть сеть отказалась от обычного для ритейла приема, когда визуально цена сокращается хотя бы на рубль за счет того, что ней добавляются еще 99 копеек в конце. Но куда более значимое отличие — отсутствие здесь скидок и распродаж. Покупателю таким образом дают понять: не нужно ждать акции, чтобы что-то купить.
Цены действительно выглядят более низкими на большинство продуктов. Где-то это разница в 5%, где-то в 15%, но корректное сравнение провести бывает сложно, поскольку в дискаунтерах сделан упор на товары под собственными брендами. Например, в разделе соусов вы видите название «Миоре», которого нет нигде больше (в том числе и в «Пятерочке»). Кетчуп «Миоре» стоит 49 рублей (против 110 за «Хайнс» в «Пятерочке»).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f3/c6/a4/f3c6a464ab22b6f0d0910089d49a3de5/3000x2250_0xm96vcSkj_4273251649900392534.jpg)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cd/28/f1/cd28f1927b21f8797a17c5c978862950/656x369_21:5593_1f37259c0c8382f44f8a4ebf627a6581@2816x1584_0x75aaqt20_2460294553228832658.jpg.webp)
Замороженные пельмени под маркой «Гранд Меню» в Чижике стоят 199 рублей, а этот же продукт под маркой «Рестория» (это тоже СТМ, но уже для «Пятерочки») будет стоить в районе 250 рублей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/70/6f/eb/706febd79ea6d979237cd55a2eb44108/656x369_1:5593_50c0f08d2d0e04e3fece229b1546626f@2816x1584_0xSryeYsXS_2948672563887095295.jpg.webp)
Там, где речь идет о сравнимых товарах, тоже есть нюансы. В «Чижиках», например, продаются макаронные изделия итальянского бренда Barilla (давно делаются в России). Но здесь они упакованы в килограммовые большие коробки и стоят 149 рублей. В «Пятерочке» цена ниже, но и упаковка существенно меньше — 450 граммов. То есть килограмм тут обойдется в 200 рублей. Правда, отличается ли содержание коробок — непонятно.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5f/b0/4c/5fb04c8e21f88b20ce7952061e328a3f/656x369_1:5593_fe2dc3883ba33b836afabec126b1fb5c@2816x1584_0xQ41gPdRB_1797465083181830567.jpg.webp)
При этом «Чижики» стараются привлечь публику если не с деньгами, то хотя бы с желанием потреблять что-то большее, чем базовые продукты. Здесь можно встретить пиво из Эстонии под названием Santanos, которое явно подражает мексиканской Corona. Качеством она оригиналу, конечно, немного уступает, но и стоит 69 рублей за бутылку. В разделе алкоголя есть недорогое сухое вино из Каталонии за 249 рублей. В общем, при известной изобретательности из здешнего ассортимента можно собрать стол, который при беглом взгляде не будет выдавать своего низкоценового происхождения.
Кто еще идет
![](https://n1s1.hsmedia.ru/79/cd/c1/79cdc158238fc651e7dac3924b9bfa25/656x369_1:5593_b6fcdb4645a1a88fda844745933655bd@2816x1584_0xVCPZLNvH_1504468509035583609.jpg.webp)
«Чижик» вряд ли будет единственным новым дискаунтером. Основной конкурент X5, «Магнит», в прошлом году запустил собственный проект в этом формате — «В1» — «Первый выбор». Пока открыто всего три магазина в Москве, но они также выглядят перспективно. «В1» больше, и он более дискаунтерный. Здесь, например, все продукты, требующие хранения в прохладе, собраны в специальную комнату (это дешевле). Еще больше, чем в «Чижике», стальных стеллажей. Часть продукции выставлена без упаковки. Взвешивать ее нужно самостоятельно. «В1» ближе к «Светофору», просто выглядит поприличнее. В каком виде эти магазины доберутся до регионов, сказать пока сложно.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e9/db/04/e9db049b3ac33aa604a64867508c3bcd/656x369_1:5593_5fdcb46d918bdd535f5cf73434455e98@2816x1584_0xpxriKyLw_6637300972001976504.jpg.webp)
Еще одним потенциальным игроком в этой нише может стать сеть «Да!», принадлежащая той же компании, что и «О`Кей». В Москве и Подмосковье уже 142 магазина, и расположены они могут быть в самых разных местах. «Да!» — это не совсем дискаунтер, от «Пятерочки» или «Магнита» он отличается разве что более дешевой выкладкой. Перспективы появления его в регионах, впрочем, пока выглядят туманными — у сети и основной-то формат не развивается вот уже много лет.
Несмотря на внешнюю простоту, сети магазинов низких цен — это большой и серьезный бизнес. О том, сколько они зарабатывают и кому принадлежат, читайте в материале Аллы Скриповой.