![](https://n1s1.hsmedia.ru/55/5b/33/555b332608ce2550eeba08de172bbd3f/656x369_1_03bedfb0369f9e551e9ddf8a2f6a478f@1280x720_0xW8jgUTbk_3892398130246222312.jpg.webp)
«А где у вас тут тракторный завод?» — спрашиваю я у пожилой жительницы Саккулово. Она удивленно озирается: «Тракторный? Не знаю. Я же и не хожу никуда — в магазин вот только». Ну ладно, думаю, раз о заводе не знают даже сельчане, не так позорно, что о нём не слышал и я. Тем более внешне их тракторы похожи на четэзовские, хотя это другие машины, даже компоновка двигателей отличается.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3f/c4/fe/3fc4feb66304c158e4f86f18b0d63e54/656x369_1:5723_f92192f60250e5de0989b0a85cb02fe2@1280x720_0xxfpDmSyG_8218004429559982489.jpg.webp)
Мимо Саккулово я ездил в Муслюмово с его фонящей рекой Течей и в Султаново, где бизнесмен возрождает село. Само же Саккулово выглядело слишком заурядно, чтобы интересоваться им всерьез: приземистая застройка, будто сплющенная небом, да памятник Ленину перед аптекой. Самое яркое строение — симпатичный Дом культуры, в остальном же это типичный уральский поселок, который застрял на полпути между деревней и городом.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bc/a8/6b/bca86b442ff5d46d038cf01f6b751f79/656x440_1:5723_2e851ae3064b6b148a86565190f2264f@1280x857_0xkJA5tHLY_8370534340925499030.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/db/85/c2/db85c211936265aab69b408a9dc400ff/656x369_1:5723_0985d9297b32abc1af2fd49b5197120a@1280x720_0xWEe8l51V_4285954184120132909.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/86/9d/0b/869d0beefe2bb7218d94da75e37e66ce/656x440_1:5723_bbc80037181e3a3145d5ce206343dc32@1280x857_0xSCKF2o8M_6251713582298962441.jpg.webp)
Узнав, что с 2014 года здесь выпускают тракторы собственной конструкции с джойстиковым управлением, я удивился. На фоне Челябинского тракторного завода, который год вальсирующего на грани банкротства, удаль саккуловских тракторостроителей выглядит прямо-таки ненормальной.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7b/e3/93/7be393c53514bfc39abf816a28bada7d/656x440_1:5723_6c6430f147293186b22eb0b3925d2232@1280x857_0x0HMlnFjG_9842623502309466168.jpg.webp)
Впрочем, кое в чём мои ожидания были обмануты. Я ехал, чтобы увидеть село, которое нашло точку роста, не связанную ни с сельским хозяйством, ни с народным промыслом. Думал, завод организовал местный житель и работают там его соседи. Не тут-то было: в самом поселке Саккулово о местных бульдозерах или не слышали, или относятся с известным равнодушием.
— Да работал я там, — сказал парень, допивающий пиво на выходе из местной наливайки. — Вон их корпус торчит, оранжевый. Почему ушел? А чё там ловить? Отношение там гребаное.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8a/01/ba/8a01ba8f0d7446dc447b5b520b1c1c19/656x440_1_683a34961a34ec8b978974f762747397@1280x857_0xZuU1Rhd9_7994196085855458117.jpg.webp)
Эти признания обескураживали. Но время близилось к полудню, и у меня была назначена наша встреча с директором ЧЗПТ. Помимо прочего, кстати, предприятие сбивает с толку названием — Челябинский завод промышленных тракторов, так что поначалу вообще неясно, при чём тут Саккулово.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9e/27/fa/9e27fa74e43f43bbceca952c3d137ac9/656x369_1:5723_a8750fc73121150ed660ac9ffa9fc885@1280x720_0xTpdD9aTk_0586709241683653964.jpg.webp)
Главный сборочный цех развеивает сомнения насчет того, имеем ли мы дело с кустарщиной или маленьким, но заводом. Я видел цеха ЧТЗ и ряда других постсоветских предприятий, так вот здесь, в селе Саккулово, всё чище, светлее и понятнее — чем-то напоминает небольшие европейские мастерские. Сборка идет в стапельном режиме, потому что при объемах выпуска 3–5 тракторов в месяц автоматизация неоправданна. Процесс выглядит стройным и упорядоченным: конструкцию трактора можно изучить за полчаса.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/51/8d/fb/518dfba5ca5472f4e843612e2d779fa3/656x440_1:5723_ef402627c4c77af0e060f486664a74cc@1280x857_0x0GPmlPXC_3062276693390005884.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6d/4b/b5/6d4bb543b7b9d6404acd28656c6a5d65/656x440_1:5723_6f8600eb591f3cd0c08a6a992b150c3b@1280x857_0xojrfE2Yl_9362114313126543051.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c8/21/54/c821546054bd405be62049ca5db7b44a/656x369_1:5723_a9c8d04e9e71a02b4a4db3c9a16f0d1e@1280x720_0xVjPICK1K_4690300336916484189.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/47/9c/f0/479cf0536bd830b38db9d7e2ea799ab1/656x440_1:5723_b2f86a86c027aea1ecabb1b6cac16d95@1280x857_0xeChnJCA5_4494294839463018804.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/89/b9/92/89b992d885b1f1c75b488a4234c0d2a3/656x440_1_0424c91a8b9ed50c2e3f142b81ed183a@1280x857_0xF4HspHQX_9490479511311054402.jpg.webp)
Сейчас на стапелях установлены три рамы плюс еще одна в дальнем конце цеха — от экспериментальной модели с гидростатической трансмиссией. Ее попросили не фотографировать.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/82/ce/71/82ce71f8c8a6da4033de4c3a2c9823f8/656x440_1:5723_052e973ae2cf4381d8b54f6328bdde90@1280x857_0x7ASt3IjA_8217161807715422328.jpg.webp)
Кабинет директора Дениса Абдулкарамова находится тут же, в отдельной постройке справа от главных ворот. На заводе, говорит он, трудятся 20 человек, в основном сборщики и сварщики. А инженеры, например, работают удаленно, как программисты или бухгалтеры в компаниях, любящих аутсорсинг. Я спрашиваю: все 20 рабочих — из поселка Саккулово?
— В основном из Челябинска, — отвечает он.
До города 40 километров по неплохой трассе М-5 (участок на Екатеринбург), и, если жить на севере Челябинска, путь займет 30–40 минут. Но все-таки это странно, ведь обычно маленькие поселки цепляются за любые рабочие места. Но тут другая история.
— Когда мы купили землю в 2013 году, то думали, что наймем местных жителей, обучим, всем будет хорошо, — говорит Денис. — Но не сложилось: приходят, поработают, уходят. У нас маленькое производство, и для нас важно, чтобы сотрудник был максимально обучаемый и ответственный. Одно время я даже просил брать всех желающих из Саккулово, думал, пусть даже будет текучка, но кто-то останется. В итоге остались человека три на сборке, остальные — приезжие.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8f/91/17/8f91179a4de60b446106c0ac6ef41de2/656x369_1:5723_b3b9f5db0535db8801ba9e928b531e94@1280x720_0xRTmQQ5TE_2113034792082688508.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/be/fd/bd/befdbd8051cacfb8f58a4ce2cfdac54d/656x440_1:5723_5600bd552984f30cf8872cf86d04bc5f@1280x857_0x15QaPUYX_5550600426327316535.jpg.webp)
Отношение самого села к заводу Денис описывает как нейтральное: не мешают, но особо не помогают.
— Мы зарегистрировали предприятие здесь, в Саккулово, хотя из-за особенностей налогового зонирования относимся к Металлургическому району [Челябинска]. В любом случае платим деньги в местный бюджет и уже перечислили налогов на 60 миллионов, — говорит директор. — Но сказать, что нам сильно помогают, — нет. Просили заасфальтировать 700 метров дороги от объездной до нашего завода: вроде не отказывают, но всё время возникают сложности. Видимо, проще самому сделать.
Откуда вообще возникла идея завода тяжелого машиностроения в уральской глубинке? Оказывается, ремонтировать четэзовские тракторы отец Дениса, Рамазан Абдулкарамов, начал лет 20 назад. Позже предприятие, находившееся в Челябинске, начало сборку тракторов из четэзовских компонентов. В 2013 году Рамазан купил этот участок под селом Саккулово для строительства завода, а выбор места объяснялся просто — в соседней деревне Султаева у семьи Абдулкарамовых находилась дача, и эти края были им знакомы.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fc/82/66/fc8266806c4257e2827c79edb1021a87/656x369_1:5723_3a107e3dee0940b5e3901c1d24ec6a21@1280x720_0xJ0XPghlV_0321772326563713027.jpg.webp)
Но в конце 2013 года Рамазана Абдулкарамова не стало. Тогда сын решил продолжить его дело и заложил фундамент цеха на месте старой ремонтной базы.
— Когда отец привез меня впервые, всё было заброшенным: стояли остатки старого цеха, всё травой заросло. Я тогда был настроен так: мол, на фиг нам это вообще нужно? А потом, когда отец умер, стал вникать. В 2014 году мы запустили вот этот цех.
В те же годы Денису стало ясно, что нужно уходить от копирования четэзовской техники, на которую шло много нареканий. Первое изменение — замена двигателя Д-180 на ярославские моторы ЯМЗ-238, которые, по словам Дениса, доставляют меньше хлопот. Под двигатель перепроектировали раму, а заодно изменили конструкцию ходовой части, разгрузив бортовые редукторы.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bb/cc/13/bbcc13e9fe89f9c46adb257e1027ec05/656x440_1:5723_7d7948136f157bdace833e0732fb2cdb@1280x857_0xBs4h3zG0_1920082690064414177.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6f/35/95/6f35952dfeca946b19f2374ed1750e35/656x440_1:5723_4bfce94cc7108abd2359e622660d57a9@1280x857_0xJ0tBnOzK_4632957318409966726.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/72/26/b7/7226b7e6eba6213c397de1681d007b1c/656x440_1:5723_b9d542e078049b6c9c6651a12c200390@1280x857_0xVnrrrqzp_2824048985983679347.jpg.webp)
Кроме того, поставили новую кабину и оснастили трактор джойстиковым управлением собственной разработки. Сейчас на очереди — замена механической коробки передач на гидростатическую, что значительно упростит конструкцию и сделает трактор более маневренным.
— Тяговое усилие с механической коробкой выше, но трактор с гидростатической трансмиссией быстрее перемещается и в результате выполняет больший объем работ за смену, — объясняет Денис, пока мы стоим возле экспериментального шасси с установленными насосами и гидромоторами — элементами трансмиссии.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7e/1a/df/7e1adff298073a1d6d28dc65dd905039/656x440_1:5723_71b0ecc77004b1588bc8fc4dafab2faf@1280x857_0x3dxkspFV_2870228072294407629.jpg.webp)
Производство включает два основных цеха. В одном работают с металлом. На огромном столе для плазменной резки кроят толстый, как броня, лист, а затем гнут и сваривают рамы, кронштейны и другие элементы. В смежном помещении происходит сборка: на раму крепят двигатель, трансмиссию, ходовую часть, кабину. Часть элементов вроде катков, колес, траков, панели приборов, кабины — покупная. Сегодня это нормальная практика, тем более что речь о мелкосерийном производстве, при котором, например, литейные цеха нерентабельны — слишком высокие трудо- и энергозатраты. Поэтому и завод, по большому счету, чистый, что немаловажно для предприятия посреди уральской пасторали.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0c/2f/a9/0c2fa915ae357825df2ab3dc1e48a2d6/656x440_1_5fabdadc9373a3b2380db0180db93ba5@1280x857_0x4JSsWXO5_5645463722285519343.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/67/d4/49/67d4492f36874e2a2c77493ba5e70623/656x440_1:5723_4a109693a299c5201b6fa5156e5d16c1@1280x857_0xCMoAVCH3_8741125811120416951.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/24/b0/a9/24b0a9f1c371551dbc9609a320c75f03/656x440_1:5723_cac33c10dc37d2e469925093f20ed669@1280x857_0xILXUUgya_6666054766421915011.jpg.webp)
На заводе также делают навесное оборудование вместе с механизмами привода. В ассортименте — классические бульдозеры, плуги, корчеватели, рыхлители, траншеекопатели, болотоходы и специальные аппараты для мусорных полигонов. Сам по себе трактор Т-10ПМ относится к десятому тяговому классу, то есть развивает усилие на крюке не менее 10 тонн-сил.
— Это популярный класс тракторов: всё, что ниже, — в основном коммунальная техника, более высокие классы — это специализированные машины, — уточняет Денис. — Для нас это оптимальный размер.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ec/3e/8f/ec3e8f1cb40d491d3f0d529ef3b3c6f7/656x440_1:5723_c9597627cd7e49e5164d6a1355b7027b@1280x857_0x1zxH4bzM_0770057848535004154.jpg.webp)
Я удивляюсь, как небольшой и, скажем прямо, малоизвестный завод тракторов находит клиентов.
— Нет ли такого, что люди боятся покупать технику производителя, о котором первый раз слышат? — спрашиваю я.
— Тракторы — это же не айфоны. Их покупатели образуют замкнутый мирок, где сильно сарафанное радио, — отвечает Денис. — Обычно клиенты видят ролики в ютьюбе, наводят справки у знакомых, которые уже используют наши тракторы, и принимают решение. Сейчас у нас не менее сотни активных клиентов, которые создают нам репутацию. Кроме того, мы переформатировали дилерскую сеть и работаем только с серьезными компаниями.
— Но всё-таки какой смысл связываться с маленьким производителем?
— У клиентов меньше головной боли. Мы отслеживаем историю каждой машины и при любых проблемах помогаем ему, иногда высылаем специалиста на место, — объясняет Денис. — У нас есть прямая заинтересованность в том, чтобы тракторы меньше ломались, и как только мы видим, что какой-то узел провоцирует рекламации, мы модернизируем или меняем его.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/68/14/8f/68148f1a7d3b6418389bda16afd7333d/656x440_1:5723_4925021bd86651076f0d2774f7f99ecb@1280x857_0xvMVco68L_7301546487855756334.jpg.webp)
Объем производства колеблется, но не падает ниже трех тракторов в месяц. В теории можно выпускать ежемесячно и 15 машин, но такой спрос бывает при выполнении госконтрактов, а за них идет предсказуемая борьба. И последнее время приоритет отдается крупным заводам, которые, по словам Дениса, к его предприятию относятся весьма ревниво.
— Мы к тому же назвали предприятие Челябинский завод промышленных тракторов, что вызывает ассоциации с ЧТЗ, и поначалу это мешало. Сейчас я понимаю, что нужно было придумывать новый бренд. Но теперь нас узнали и отличают от ЧТЗ, так что мы остаемся верными марке ЧЗПТ, — добавляет директор.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9d/d2/dd/9dd2dd625f91705915cfa34e07efd8e2/656x440_1:5723_ca730721c725cf7e0ee861b6284de7a0@1280x857_0xHqFFymQ3_0385843800772552071.jpg.webp)
В истории завода ЧЗПТ больше всего поражает мерность его развития: он, как Авраам Линкольн, идет медленно, но никогда не идет назад. Предприятие возникло без пафоса, без помощи госпрограмм или местных чиновников. Оно как бы проросло снизу, от земли. И России с ее постсоветской гигантоманией не хватает как раз таких вот небольших мобильных заводов, которые, если им не мешать, могут превратиться во что-то большее. В отличие от промышленных монстров, развращенных идеологией «государство нас не бросит», небольшие производители умеют выживать вопреки обстоятельствам. Проще говоря, умеют быть эффективными.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/97/15/13/9715133af333c94697cda528cbfb7b76/656x440_1:5723_e3b5e16f058c8b09cfaf4e7048483371@1280x857_0xSBIOZpVJ_6660890243827430609.jpg.webp)
В этой истории есть даже что-то характерное. Взять, например, соседнее село Султаново. Там бывший земляк, бизнесмен из Петербурга Камиль Хайруллин несколько лет назад решил дать родному месту новый импульс. Он начал строить дома и зазывать фермеров, обещая им поддержку. Но дело пошло со скрипом: султановцы отнеслись к инициативе прохладно (кое-кто враждебно), а приезжие фермеры зачастую страдали «комплексом иждивенца», рассчитывая, что богатый питерский дядя решит за них все проблемы. Полтора года назад инициатива почти заглохла, но в конце концов в Султаново осела пара из Екатеринбурга, занявшись сыроварением. Деньги в предприятие инвестировал Камиль, и появилась надежда, что на этот раз получится. Но хотя сыроварня развивается, а сами ребята вызывают уважение, взрывного эффекта не получилось: такие инициативы существуют в вязкой среде скептицизма и равнодушия. Почему?
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5b/41/df/5b41df3f8d23756ac24a687633bc6b20/656x440_1:5723_4b1e42a77167c911e64402fca47569c4@1280x857_0xP9NzRMGS_6430922114234786222.jpg.webp)
Я хотел подытожить статью сентенцией, мол, виновата наша российская аморфность и неумение видеть перспективу. Впрочем, поговорив со случайными жителями села Саккулово, понял и еще кое-что: нужно делать скидку на их уклад. Они приспособились к этой среде и нашли себя. Они и не просили рабочих мест. Что же до завода — он для них является этаким дичком, который пророс на земле, где раньше пролегала удобная тропинка через бывшую ремзону. А сейчас здесь забор, за которым (в обывательском представлении) сидит приезжий капиталист и гребет деньги тракторной лопатой.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/aa/55/79/aa55796eddede8d90a153afde345e884/656x369_1:5723_27443434d9cdb0b7c886754796ad1cef@1280x720_0xGzAbGYnZ_1507123597829302507.jpg.webp)
Люди не очень представляют, что творится за забором. И они не готовы играть по чужим правилам. Отношения между собственниками производств и рабочими всё же более отчужденные, чем между селянами. И последних это нередко обижает: им хочется преференций, свободного графика, исключительного статуса. Директору же важна стабильность результата, поэтому чрезмерные сантименты — путь в никуда.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5c/1c/91/5c1c915bc9be4a3982d8b42211103921/656x369_1_e9a91657910dfb3cabe204fcf257d783@1280x720_0x37GOSAiA_1791864558550719708.jpg.webp)
Пока Саккулово и Челябинский завод промышленных тракторов сосуществуют в режиме сватовства, присматриваясь друг к другу. Денису нравится расположение недалеко от Челябинска, симпатично само место. Жители же Саккулово хоть и прохладны, но негатива тоже не испытывают. Я спросил, например, не мешают ли им тралы (платформы, на которых возят тракторы), но те ездят по отдельной дороге, поэтому особо не беспокоят.
Анастасия, менеджер завода, говорит, что у предприятия сложились вполне рабочие отношения с администрацией Саккулово, и заводчане стараются участвовать в жизни села, например, купили зеркальную стену для спортивного зала. Пока это взаимодействие точечное, но, кто знает, может быть, синергия возникнет со временем.
Я собираюсь уходить, когда Анастасия говорит Денису:
— Тут еще вопрос по поводу помощи школе.
— Я об этом не слышал, — поднимает брови Денис.
— Ну я тебе сейчас расскажу.
А за окном только что собранный трактор сдает задним ходом в парковочный слот у забора. На днях его заберет очередной покупатель.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ff/49/7d/ff497dcdc9d424b538fb12dd533623ee/656x369_1_7635b5c88667a382a4b93e0b663937bd@1280x720_0xQ24bJnnA_0942308222510896045.jpg.webp)
В Челябинской области есть и другие предприятия, существующие вопреки логике госпрограмм и корпоративных интересов, например, завод «УралСпецМаш» в поселке Роза, который восстанавливает невероятные военные вездеходы.
А вот рассказ о фермерском хозяйстве, где восемь комбайнеров возделывают 8000 га земли, и выглядит всё это очень по-европейски.
Или взять Касли: после всех проблем местного завода жители научились лить чугун прямо в домах.
А чуть севернее, в Свердловской области, делают уникальные болотоходы «Бурлак».