Авто обзор Водители за бешеные деньги продают места в очередях за машинами. Сколько они зарабатывают на этом?

Водители за бешеные деньги продают места в очередях за машинами. Сколько они зарабатывают на этом?

Автомобили стали дефицитом — покупатели ждут их по 5–7 месяцев и бьются за место в очереди

Автосалоны опустошают свои склады

О нехватке новых автомобилей сигнализируют все: и покупатели, которые вынуждены по 5–7 месяцев ждать товар, и дилеры, распродающие остатки в ожидании затянувшихся поставок. Дошло до того, что места в очередях за новыми машинами продают на сайтах объявлений. Сколько это стоит и откуда взялся дефицит — разбираемся вместе.

Представители автоиндустрии в один голос говорят, что в 2021 году образовался небывалый дефицит новых машин: дилеры распродают всё со складов, снимают автомобили с тест-драйвов, вывозят из шоурумов и продают даже выставочные экземпляры. Во многих автосалонах в залах стоят по 1–2 одинокие машины, но скоро не будет и их. Всему причина — нехватка микрочипов для автомобильной электроники, автозаводы могут произвести машины, но не могут их дооснастить электроникой — в итоге цепочка поставок рвется.

В шоурумах — единицы машин

— Есть сложности с наличием электронных компонентов, из-за этого меняются сроки в производственной программе. Везде слышно, видно, что продавцы продают без скидок, кто-то заставляет брать много дополнительного оборудования. Сейчас такой рынок, что покупателям невыгодно, а продавцам выгодно. Автопроизводители — кто-то меняет комплектации, находит какие-то решения, что в этой комплектации не будет каких-то опций, — объясняет генеральный директор компании «СТС-Автомобили» (дилер Mercedes) Павел Костенко, отмечая, что по «Мерседесу» пока сильного дефицита нет.

Кризис глобальный не только в автоиндустрии. Связан он и с замиранием технологического рынка в начале пандемии ковида, и с последующим взрывным спросом на микрочипы в связи с развитием новых цифровых технологий.

— Это сочетание нескольких факторов. На фоне пандемии многие автопроизводители снизили заказы на полупроводники, которые сразу перехватили производители других товаров народного потребления. Плюс по разным причинам пострадало несколько производственных площадок — пожары, наводнения и так далее. Кроме того, сказался и отложенный спрос на автомобили за 2020 год. Сроки ожидания поставок некоторых машин в России достигают нескольких месяцев, даже до года. Массовые модели в основном купить можно, но с бешеными накрутками дилеров, которые беззастенчиво пользуются ситуацией, — объясняет Никита Гудков, заместитель главного редактора журнала «За рулем».

Про пандемию говорит и другой эксперт — представитель агентства «Автостат» Азат Тимерханов:

— В первую очередь дефицит микрочипов был вызван пандемией COVID-19, а также резко возросшим спросом на высокотехнологичную технику (компьютеры, ноутбуки, планшеты и прочее), поскольку люди стали больше работать удаленно. Кроме этого, перебои поставок полупроводников были вызваны торговым противостоянием Китая и США. Так, Штаты ввели санкции против крупнейшего китайского производителя микрочипов, в результате которых компания не смогла закупать технологическое оборудование и продавать свою продукцию фирмам, находящимся под американской юрисдикцией. Заказчики вынуждены были заключать новые договоры с другими производителями микрочипов, что в итоге привело к росту цен на готовую продукцию, а также существенному перестроению всех логистических цепочек.

В итоге автомобилисты сталкиваются с тем, что либо они покупают машину с чрезмерным количеством допов, увеличивающих цену авто на 10–20%, либо оформляют заказ в производство и ждут долгие месяцы. И не факт, что потом на эту машину дилер не накидает всё тех же допов. И иногда проще отдать 50 000 рублей и получить автомобиль в подходящей версии здесь и сейчас. Спрос рождает предложение — многие покупатели готовы уступить свой автомобиль из ближайшей поставки за вознаграждение, есть даже специализированный сайт «Авто-Очередь», где продаются места по всей стране.

— Многие обычные покупатели сталкиваются с тем, что желаемая модель за время ожидания уже существенно подорожала, а по какой цене будет поставка, вообще неизвестно. В таких условиях логичнее отказаться от очереди и уйти искать счастья на вторичный рынок, например, — говорит Никита Гудков.

Вот, к примеру, в Новосибирске предлагается Skoda Octavia Style Plus с 2-литровым мотором со сроком поставки в декабре. «Изначально была 34-я неделя производства. Дилер обещает до конца года привезти 100%», — поясняет продавец Ксения. Цена машины — 2 350 000 рублей, гонорар — 50 000 рублей.

За 100 000 рублей можно и машину купить, а тут только за место в очереди столько просят

В Москве за бюджетный Volkswagen Polo стоимостью 1 336 000 рублей нужно будет отдать всего 30 000 рублей со сроком поставки в октябре. В Челябинске за кроссовер Toyota RAV4 стоимостью 2 120 000 рублей просят 50 000 рублей гонорара, поставка — тоже октябрь. В Тюмени, по данным сервиса «Авито», готовы отдать место в очереди на дорогостоящий Toyota Land Cruiser Prado уже за 100 000 рублей.

В Санкт-Петербурге можно получить место на кроссовер Volkswagen Taos стоимостью 2 400 000 рублей за 60 000 рублей. «Оформлял очередь по знакомству, поэтому никаких допов от дилера не будет, цена по прайсу производителя», — уточняет продавец Никита. А в паблике во «ВКонтакте» рабочим АВТОВАЗа предлагается встать на своем предприятии в очередь на машину за 15 000 рублей, потом эта машина покупается посредником, а рабочий получает свой гонорар.

Хотите себе новое авто?

Да, хочу и могу себе позволить
Хочу, но позволить не могу
Уж лучше подержанная иномарка
Я на трамвае
Не знаю

А вот как мы пытались купить новую Lada Granta у дилеров из разных регионов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Восторгаемся и плачем. Журналист съездил в Карелию на машине — получился ли отпуск бюджетным?
Анонимное мнение
Мнение
Убрать теорию Дарвина из программы, или Родительское собрание как форма пытки
Лебедев Денис
Руководитель отдела "Бизнес"
Мнение
Сиквел «Слова пацана»? Чего ожидать от сериала «Комбинация»: отзыв кинокритика, который уже смотрел фильм
Анонимное мнение
Мнение
Пятница 13-ое: стоит ли бояться неприятностей в этот день — объясняет нумеролог
Алина Шадрина
Мнение
Вернулись в школу — подцепили корь и ветрянку. Вирусолог ответил, ждать ли вспышек «детских» болезней осенью и как себя защитить
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления