![](https://n1s1.hsmedia.ru/e5/14/2b/e5142bc761c60796b9fcb0cb7ef6a0c5/656x398_1:5723_d8b891b4987bd214ec31d6b64ff3556f@1187x720_0x3TNmsGOi_4552049969440969144.jpg.webp)
Я уже и забыл, как он строптив на парковке. Largus с его исполинской колесной базой длиной под три метра напоминает гусеницу, у которой задние ноги живут своей жизнью. Круто выворачивая из ряда припаркованных машин, нужно оставлять запас и сбоку, и спереди. Впрочем, во время этого теста я полагался не только на свои ощущения. Мой друг Андрей Семак владел сразу двумя «Ларгусами», изъездив на них всю Россию, и я попросил его подтвердить или опровергнуть мои ощущения. Например, на ремарку о неповоротливости Largus Андрей замечает, что это вопрос привычки — через два дня проблема исчезает.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/af/68/fd/af68fd6dc5b50c4c6b4a38b274ca6860/656x440_1:5723_53c85d0253c21104a696afeb46a7ea02@1280x857_0xIksF4qmk_4952671773386436636.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e4/a9/2c/e4a92c660c65d8634dfb873d75f885a8/656x369_1:5723_2f7ca674b4fa15adf7519fb2192c3e56@1280x720_0xLL5meZX5_5498188067005281722.jpg.webp)
После фейслифтинга Largus можно принять за новую модель, но только на виде спереди (как и Lada Niva Travel). При этом «икс-фейс» экс-дизайнера АВТОВАЗа Стива Маттина сел на передок Largus как влитой, освежив унылую мордашку Гуся, как его прозвали в народе.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/45/18/5e/45185e2bc1a05a5b67ed82cf18d2ce3b/656x369_1:5723_a84a48f08a160b3a43d0c9160cd53982@1280x720_0xULbyfIeG_5817094575875813262.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/83/0d/46/830d468362647d934642c38e0750693e/656x455_1_cf5d71a307a74047a0ccfb8a483eeb65@1280x886_0x7tj8f0DS_0151620783831093475.jpg.webp)
Технически обновленный Largus — это та же модель, что выпускается АВТОВАЗом уже 10 лет, за исключением внешности, салона и младшего мотора. Но причины такого консерватизма понятны, потому что спрос на «Ларгус» не падает: с продажами под 40 тысяч автомобилей в год он находится в десятке самых популярных моделей, и тенденции к снижению интереса нет (с поправкой на пандемию).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e7/52/ec/e752ecc356792c08084d1b412cc3ce72/656x440_1:5723_801bc96b5150292322f0b0fee3288168@1280x857_0xFhPLKFvA_8286088451931182574.jpg.webp)
Изменился и салон, правда, назвать его новым можно только в системе координат самого «Ларгуса». Здесь всё очень знакомо по моделям Renault предыдущей генерации, поэтому прогресс относительный. Например, кнопки стеклоподъемников переехали с центральной консоли на дверь, а их место заняли кнопки подогрева сидений, раньше располагавшиеся в слепой зоне на боковинах кресел. Удобнее стали и сами кресла, а на ходу чувствуется улучшение шумоизоляции — грузового гула в салоне меньше.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ec/46/c8/ec46c83dc950a9c7d0396f400a123dae/656x440_1:5723_b5a8f40ef35dfeeab61438853ac49f38@1280x857_0xDhLODDYJ_6242225048755589301.jpg.webp)
При этом назвать эргономику обновленного «Ларгуса» идеальной тоже нельзя. Руль не регулируется по вылету, а экран и блок управления климатом находятся слишком низко: так и хочется переместить их на место щедрых воздуховодов. Следы экономии, если поискать, видны тут и там.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5d/a0/35/5da035ec4228af2fd3709e10268187ff/656x440_1:5723_a0c0b3425673b13c14caae00eee98255@1280x857_0x9uH6IKHD_2486436131827321274.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ac/ed/56/aced56dfa1e66a53d2bf6df8e292a0ef/656x440_1:5723_bd4d5ae01a7dc9f2d7d5117a40083e5e@1280x857_0xS9kn9PpF_1746824666363563979.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/79/2a/8e/792a8ec367be2485d80b3c88d0beca34/656x440_1:5723_fd0788af9b9097ab177ed4fd3a53edd0@1280x857_0xwHED3osX_0808003658291516973.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/63/77/7e/63777e5986ced833d25732c138c084ec/656x440_1:5723_073a20ca09c12681d450dc531e2f4640@1280x857_0xIUa9Jwqq_6067378375405131388.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d0/b0/54/d0b054467a5e2ab3b99badea8e746a4e/656x440_1:5723_b49959215313d5b46480219bb7334f19@1280x857_0xVU0JklXQ_1067117975789303787.jpg.webp)
Если новый Renault Duster открещивается от статуса бюджетной машины, то Largus остается в своей нише. Его оценки во многом зависят от того, что вы берете за базу для сравнения: скажем, после Lada Granta он кажется настоящей иномаркой, но на фоне универсалов KIA Ceed SW или Skoda Octavia это по-прежнему невзыскательный автомобиль, в котором функциональность доминирует над стилем и продуманностью в мелочах. Впрочем, потому он и дешевле упомянутых моделей чуть ли не вдвое.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cd/6c/83/cd6c830ad6785d524df8d3ef2f87d283/656x440_1:5723_e6531c5d94b60680b40ae276400a3e7c@1280x857_0xvtcIRw0d_9271750104123139034.jpg.webp)
Противоречивы и впечатления от езды. Например, глядя на Largus с его необъятным багажником, я невольно думаю об автопутешествиях семьей, причем необязательно по магистралям: его крепкая «логановская» подвеска презирает большую часть колдобин и рытвин, на которых иномарки церемонно кланяются и двигаются ползком. Но вот чего мне не хватает — двигателя. И дело не в том, что с вазовским 16-клапанным мотором разгон до 100 км/ч даже на порожней машине занимает почти 14 секунд: это еще не приговор. Мешает дефицит низового момента — на обгонах и в сложных местах только успевай включать передачи долговязым и своенравным рычагом.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/af/79/6b/af796b0bab50a8e2bfb5d41bef62e130/656x440_1:5723_ca314514e923ec211f426a0d2325af16@1280x857_0x1ISzutyc_6038967706731225106.jpg.webp)
Кстати, восьмиклапанный мотор тоже прошел рестайлинг. Например, толкатели клапанов и маслосъемные колпачки — от «реношного» мотора K7M, что позволяет регулировать зазор раз в 90 тысяч километров (да-да, гидротолкателей нет). У мотора другая головка блока цилиндров, камера сгорания, поршни, шатунные вкладыши и даже степень сжатия — ее подняли до 10,5:1, сохранив возможность ездить на бензине АИ-92. На характеристиках этот апгрейд сказался лишь едва: мощность возросла с 87 до 90 л. с., пиковый крутящий момент — со 141 до 144 Н*м. Но главный плюс, по словам вазовцев, это возросшая тяговитость на низах, которой как раз не хватает старшему мотору.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bf/16/47/bf1647efc19c8c0d963b18b973479646/656x369_1:5723_99505161c2b9a30c8196da87647e6810@1280x720_0xX06OdUFp_0207406924068666049.jpg.webp)
Впрочем, Андрей Семак, проехав на «Ларгусах» десятки тысяч километров в путешествиях всей семьей, смотрит на вещи философски:
— Да, двигателя ему не хватает: просится сюда мотор объемом 1,8 или 2,0 литра. Причем первый «Ларгус» у меня был еще с «реношным» мотором и другой коробкой передач, и он ехал пошустрее, хотя отличался повышенным расходом топлива — порядка 10 л/100 км по трассе, если ехать в интенсивном темпе. С другой стороны, каких-то глобальных проблем я не испытывал даже на груженой машине. И я понимаю, что, если они установят мотор 1,8–2,0 литра, ценник уйдет за облака и «Ларгус» растеряет свое главное достоинство — относительную доступность. Да, это не машина, которая всё делает за тебя, но ты прощаешь ей это за другие плюсы.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/99/5e/28/995e282cdec88621aed4c9d708380e32/656x369_1:5723_f7a5da41bd6e838b0d95089071a304ed@1280x720_0x1KarOZVh_6280683062614630305.jpg.webp)
В числе плюсов — практичность. Сам Андрей выбрал «Ларгус» именно поэтому, причем не только для путешествий.
— В будние дни он у меня работал фургоном для нужд фирмы, в выходные — семейным автомобилем, — объясняет он.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/64/07/6e/64076e2190ef9cbd67644f458406a463/656x410_1_5f3e7d58f4bbb81f1289a04f8ab25d59@1920x1200_0xAydNd0n7_2933252636723378051.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5d/30/c8/5d30c81f322dc8a3af9ead57822a8b5b/656x410_1_56f0ef6f68b1e32359526ed70e11b46b@1920x1200_0xMsQxmt8U_0939667276078467791.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b5/67/85/b56785b9533f109a6421e99636fb5afc/656x438_1_ff75afe121e00a6d60510030fd782438@1178x786_0xC3QGXcgT_8324627956576570744.jpg.webp)
Багажник объемом 560 литров (в пятиместной версии) имеет удобную форму, а если грузить под потолок, войдет почти кубометр груза. Сбоку есть кармашки с сетками, на полу — петли для крепления груза. Из минусов: расположение запасного колеса под задним свесом, что, помимо его загрязнения, имеет и другой минус.
— Как-то в Краснодарском крае проколол колесо, снял запаску на 14-м диске и понял, что основное пятнадцатидюймовое колесо «Ларгуса» не входит в пространство под задним свесом, — делится опытом Андрей. — К счастью, объем багажника так велик, что, перекомпоновав вещи, я впихнул туда проколотое колесо.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6f/c4/62/6fc462aeb633c3f7cb9c83028135e27a/656x440_1:5723_dffe2fbd41226e380bcefea1208a51b2@1280x857_0xqXMyyjW6_1399060934133267289.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/54/70/30/547030b0540c8424d11e9fb196c0bb95/656x438_1_d6c42a1a8ce7e638e38f85d81ffed7f6@2998x1999_0xJKYk9szb_9231957665018641508.jpg.webp)
Из других минусов: при складывании сидений второго ряда пол получается не идеально ровный. В пятиместной версии есть обратная ступенька, в семиместной — «траншеи» воздуховодов по бокам, в которые может укатываться мелкая поклажа.
— А еще не хватает нормального крепления откинутого сиденья, потому что иногда оно просто падает на ходу, — добавляет Андрей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/01/ae/ad/01aead83c83023dd4a42b1f894e2472e/656x440_1:5723_b6ff323f26a6751274a1d00c015aaf9c@1280x857_0x3J0A8BKH_6828253089212683676.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8b/e2/a7/8be2a79b1929f626a09651d1f00e1d6f/656x440_1:5723_4ca52e651da360c26487d4e36412b997@1280x857_0xZCC8tziy_1274461954848909894.jpg.webp)
Чем еще подкупает Largus — уверенностью на плохих дорогах. Правда, приподнятая версия Cross и раньше, и теперь кажется мне слишком подробной при проезде разбитых участков, зато удары держит лучше большинства кроссоверов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8b/e0/42/8be04241946c46b5ad883afa0ecfae2d/656x369_1:5723_e1b4dbe9584ad0523f341ccd5331ed84@1280x720_0xibYpFYR8_3423811685432387551.jpg.webp)
— Согласен, подвеска у «Кросса» трясковатая, — кивает Андрей. — Зато я вообще забыл, что такое плохие дороги и рельсы: носился, словно их нет. Как-то ехал с приятелем, он буквально вцепился в сиденье: мол, так гнать по убитым дорогам нельзя. А я даже не замечал.
При этом, говорит Андрей, со временем подвеска всё же потребовала замены расходников, а запчасти оказались не такими живучими, как оригинальные компоненты. Он также отмечает стоимость обслуживания, которая выше «ладовского» уровня.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f3/36/3b/f3363b64045bc1a90e8d986b7739e608/656x440_1:5723_8292b5be7dd530c47039d4e9ab499438@1280x857_0xG5070mmm_4534442363460603837.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a8/39/ba/a839ba60f65f643e20ee19d8e3c4a37f/656x440_1:5723_2d61eec4141de5f7dc85a024ce3d1914@1280x857_0xIa1AlRXI_3067647743573584908.jpg.webp)
Что до проходимости, то Largus даже в версии Cross внедорожником не стал: у него нет полного привода и системы стабилизации, которая имитировала бы блокировку дифференциала. Просвет 200 мм против 172 мм у обычного «Ларгуса» — это неплохо при парковке к бордюрам, но на ломаном рельефе сказывается еще и длинная база машины. Поэтому по геометрической проходимости она всё же ближе к легковушкам. К тому же в сложных местах мешают мягкость сцепления и недостаточная «моментность» двигателя: играть тягой на малом ходу трудновато. Но это проблема скорее пассажирских версий, потому что у фургонов стоит более короткая главная пара, так что по тяговым возможностям они лучше.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fd/49/c1/fd49c18cf83d4ef6399bb7316fadb8f4/656x440_1:5723_c7399999806d12c82e7a5a878c96959d@1280x857_0xiklmRuin_6284295593288673583.jpg.webp)
При этом Largus отнюдь не беспомощен даже в весеннюю распутицу: запас под килем, пластиковые окантовки кузова и крепкая подвеска позволяют кое-где проезжать ходом, уповая больше на инерцию, чем на тягу двигателя.
Обновление Largus прошло по тому же сценарию, что упомянутой Lada Niva Travel — мол, от добра добра не ищут. Все ключевые плюсы машины сохранены, а что до минусов, то они устранены частично. «Ларгусу» важно было остаться в своей нише, аккурат между традиционными ВАЗами и продуктами материнской компании Renault.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/57/98/1e/57981ee86ab621a7b65f256bb64bc56f/656x440_1:5723_0693799ddd614cb1f157469fae73000e@1280x857_0x8hCpoMiL_3156678385180068949.jpg.webp)
Цены на «Ларгус» выросли вместе с рынком. Базовый пассажирский универсал с 8-клапанным мотором стоит от 705 тысяч рублей, а фургон лишь на 5 тысяч дешевле. В комплектации с кондиционером, усилителем руля, электростеклоподъемниками цена стартует уже от 767 тысяч, с 16-клапанным мотором — от 825 тысяч, доплата за семиместный салон — 27 тысяч. Излишеств вроде автоматической трансмиссии, климат-контроля, системы стабилизации или боковых подушек не предусмотрено. Но в богатых версиях есть мультимедийная система, датчики дождя и света, подогревы передних и задних сидений, а также руля и лобового стекла.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a4/61/9a/a4619a632f8e692ebf9e004f1ebc7060/656x369_1:5723_b886fa9e121a4e7a8be33560c9a3266f@1280x720_0xjuZkvT6H_8448310261619585056.jpg.webp)
Версия Cross сразу предлагается с неплохим набором оборудования (кондиционер, магнитола, подогрев сидений) и 16-клапанным мотором, но и цена стартует уже от 880 тысяч рублей, а самые дорогие «Кроссы» обойдутся в 996 тысяч. Поскольку машина изменилась не так сильно, имеет смысл взглянуть и на подержанные «Ларгусы». Например, трехлетки можно найти в пределах 600 тысяч рублей. А за стоимость новой машины есть масса бэушных универсалов в возрасте 3–5 лет.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a2/11/0e/a2110e3775d3cdfdad7f09ca7ee2ddff/656x438_1:5723_f8fed4a9e34b974387eb66ef1f2c6cd6@1280x854_0xyXK2EWYP_4840917328297746760.jpg.webp)
По цене Largus близок к универсалу Lada Vesta SW, так что выбор между ними сводится к вопросу, что для вас важнее — чистая функциональность и живучесть машины на плохих дорогах или стиль, эргономика и управляемость. Что до иномарок, универсалы сейчас вообще редкость (например, больше не продается Skoda Octavia в таком кузове), а оставшиеся стоят весьма нескромно: так, цена KIA Ceed SW стартует от 1,425 миллиона рублей. Есть еще грузопассажирские «каблучки» вроде Peugeot Partner, превосходящие Largus по объему салона, но и ценник у них — от 1,26 миллиона рублей.
Выбирая универсал за 700–900 тысяч рублей, вы бы предпочли...
А потому Largus, как и раньше, остается чуть ли не единственным претендентом на роль рабочей лошадки, которая возьмет на борт хоть домочадцев, хоть мотоблок, хоть коммерческий груз. Возьмет и переместит с неплохим по меркам «Лад» комфортом.
— Максимально универсальная машина, — подытоживает наше общение Андрей.
Впрочем, если изнурительной работы не предвидится, оправданность Largus уже под вопросом: даже обновление салона не избавило его от всех осколков бюджетности, и это нужно иметь в виду.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/84/15/60/841560038567eb3dc6b09be632e3c104/656x369_1:5723_360631a9a53dc13425e67c9cba760dce@1280x720_0x3E4MUveS_3111678836016115997.jpg.webp)
Весной 2021 года стартовали продажи нового поколения Renault Duster, который, если судить внешне, почти не изменился. Но это впечатление обманчиво.
Рестайлинг пережила и Lada Niva, ранее известная как Chevrolet Niva. К сожалению, изменился лишь дизайн передней части, а все плюсы и минусы прежней модели остались при ней.
Skoda тем временем начинает продажи базовой и топовой версий новой Octavia. А осенью мы тестировали ее со средним мотором 1.4 TSI.