![](https://n1s1.hsmedia.ru/fd/06/e8/fd06e89b5fc92444288466dba17af172/656x440_1_da8cc43394e22250427445cfe45773cc@800x536_0xqgPyErsd_4750975545997582787.jpg.webp)
Иногда рецепты успеха лучше видны на примерах неудач. Мы сделали очень субъективный рейтинг моделей и автомобильных проектов, которые много обещали, но фурора не произвели. Кстати, есть в этой подборке и практическая польза, потому что некоторые модели были отнюдь не плохи, зато сейчас стоят «ниже рынка». Мы выбирали из проектов последних 15 лет.
Ё-мобиль
![](https://n1s1.hsmedia.ru/07/70/15/07701587d95d568ca69b9ea5b516165f/656x455_1_e43ef39496cc35cf09988c65a8705c1d@1280x887_0xZxwddSzq_3993780807249882899.jpg.webp)
Пустая бочка гремит больше полной, но ещё громче гремел Ё-мобиль — совместный проект олигарха Михаила Прохорова и белорусской компании «Яровит». За стоимость «Лады-Гранты» обещали ситикар с беспрецедентным уровнем инженерии: тут и композитный кузов, и гибридный полный привод, и суперконденсаторы, и роторно-лопастной двигатель. Удивительнее всего, что нашлись «свидетели Ё-мобиля», оставлявшие предзаказы на сайте компании. Российские власти не заметили подвоха и на откровенную мистификацию смотрели равнодушно (как на «МММ»), хотя большинство специалистов сразу отмечали утопичность прожекта. Единственный плюс Ё-мобиля оказался в том, что всё не вылилось в масштабный отъём денег у населения.
Nissan Almera (модель 2012 года)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/64/ad/6b/64ad6b57a98c8533b5586a5917450a29/656x492_1_d594d31861610f01210e24df75e7c890@1280x960_0xo7q0TSmF_8488973627496820289.jpg.webp)
Построенный на базе Renault Logan «стретч» Nissan Almera имел рекордную для класса вместимость задних сидений, просторный багажник и наследственную всеядность подвески. «Альмера» хорошо стартовала: в первый полный год продаж (2014-й) модель разошлась тиражом 46 тысяч единиц — немногим хуже самого «Логана». Но триумф длился недолго, и уже на следующий год продажи упали почти вдвое. Многих отпугивали странный дизайн и логановская аскеза в салоне.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ba/24/aa/ba24aa31143aedcef9e149b24770e960/640x480_1_d290ae6fad65c548f6b210d527e301d6@640x480_0xOtjtArQN_2357804925940085974.jpg.webp)
На вторичном рынке Almera 2014–2015 года стоит 400–500 тысяч рублей — хороший вариант для людей с длинноногими родственниками.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a2/28/6e/a2286e249d0d3ed1e507a9d8819d3fbc/656x373_1:5723_648c1d55ecf3d9a25bf6b6805102a559@1024x582_0xvGfu7sJe_7775476899964619671.jpg.webp)
Схожей была судьба Nissan Sentra — седана-переростка класса С+, который пришёл в Россию накануне «валютного кризиса» 2015 года и продержался недолго. Подвёл форм-фактор: за сумму около 1 миллиона рублей клиенты предпочитали не седан, а кроссовер. Зато сейчас Sentra сравнительно доступна.
Chery Amulet
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4c/06/35/4c06351ba29926b333c0c294e02834f2/656x428_1_6d1532e898ebe5e6989714a8ec8bed49@1054x687_0xnxorjDxq_0669983755215978483.jpg.webp)
Это был первый китайский автомобиль, который действительно пользовался спросом в России. Перелицованный Seat Toledo начала 90-х быстро ржавел и ломался, но низкая цена вкупе с запахом клея в салоне затуманили голову тысячам смельчаков.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/34/02/bd/3402bdd9724ef87ff1401411c41839ac/656x438_1_b75ff55e77e7cafd0ae68e6df9c68280@900x600_0xPVbZ2H01_3337414710043371871.jpg.webp)
Но после краш-теста изданием «Авторевю» карета превратилась в тыкву и продажи резко упали. Массовость «Амулета» оказалась не впрок. Он подложил свинью другим китайским моделям, и, хотя они существенно прибавили в качестве и цене, амулетовский осадочек прилип надолго. Сейчас Chery Amulet продают по бросовым ценам.
Marussia
![](https://n1s1.hsmedia.ru/65/05/77/65057780f27eae1f9d9ab1487d47437d/656x436_1_ad45df8eacab7667586b836d1015f489@1280x850_0x21RQboRx_7806272467258224028.jpg.webp)
В отличие от Ё-мобиля, проект Marussia не выглядел заведомо утопичным: наладить мелкосерийный выпуск спорткаров проще, чем инновационной массовой Ё-модели. «Марашевцам» удалось выпустить несколько симпатичных прототипов и объявить об их испытаниях, но дальше этого дело не пошло. Количество обещаний Николая Фоменко, одного из лидеров проекта, стало превышать реальный выхлоп, а закончилось всё скандалом: кредиторы обратились в суд, чтобы взыскать с шоумена 65 миллионов рублей. Некоторое время в «Формуле-1» была команда Marussia, но и она ничего не добилась. Шутить на радио у Фоменко получалось лучше, чем строить суперкары.
Седан Ford Fiesta
![](https://n1s1.hsmedia.ru/64/c1/51/64c151e94da24332a063f972eab35838/656x492_1_e5100ca2edb6e847a2a8df030003c856@1024x768_0xKNRR0u7e_4681942821949164294.jpg.webp)
Сама по себе «Фиеста» была очень милой моделью и в нулевых пользовалась в России стабильным спросом, но потом из неё решили сделать бюджетный седан. Мера была отчасти вынужденная: концерну срочно понадобилась модель для конкуренции с Hyundai Solaris и Volkswagen Polo — этот тренд Ford полностью проспал.
Но конкуренция уже была высока, и у неказистого седана из Татарстана шансов было немного: он не был ни дешевле, ни ярче конкурентов. При этом Ford сумел наладить масштабное производство двигателей в России: кроме него из иностранцев им обладали только Renault/Nissan и Volkswagen.
Ford упустил и нишу бюджетных кроссоверов: модель EcoSport особым спросом не пользовалась, а скоро на рынок вышел очень успешный Hyundai Creta. Обидевшись, Ford решил уйти из России совсем.
TagAZ Aquila
![](https://n1s1.hsmedia.ru/18/34/93/183493d2d76e0bf0ed1e9b0ef9cc8b7a/656x492_1_cd34a1530d7f93cea929ec023eff8429@1280x960_0xzcHlN29K_6540069011150151906.jpg.webp)
Таганрогский автозавод долгое время выпускал контрактные модели вроде Hyundai Accent, но амбиции были масштабнее. На заводе неоднократно пытались создать свой бренд (например, Vortex и «Донинвест Орион») и наладить выпуск оригинальных моделей. Правда, одна из них, Vega, оказалась в центре большого скандала, связанного с нелегальным заимствованием решений Chevrolet Lacetti.
Но Aquila была совсем другой: её экзотический, пусть и небесспорный, дизайн сделал заголовки. При невысокой цене (от 415 тысяч в 2013 году) и возможностях гольф-классников она выглядела почти привлекательно.
В отличие от Ё-мобиля и Marussia, «Аквила» поступила в продажу, и даже сегодня её можно купить. Цена за такой эксклюзив отнюдь не бросовая.
Но «Аквила» была лебединой песней ТагАЗа: к моменту её выхода завод уже находился в предбанкротном состоянии, а позже был ликвидирован.
Datsun on-Do
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e5/7c/dd/e57cdd906327255940bda7d69d944689/656x492_1_ab565da8c3b2c1b8d1aaa7b403d491a6@1024x768_0xv5m41hFG_2550118275888489721.jpg.webp)
Бренд Datsun был почти незнаком россиянам до 2014 года, хотя во всём мире его знали только с положительной стороны: когда-то под этой маркой экспортировались все модели Nissan, включая знаменитый 240Z (Nissan Fairlady).
В России же Nissan решил использовать Datsun для обозначения бюджетных моделей на базе Lada Granta. Идея казалась неплохой: совместить в одной машине доступность вазовских моделей и качество японских. Однако разница между Datsun on-Do и Lada Granta оказалась несущественной, а цена выше.
В России бренд остановился в развитии: давно обещанный кроссовер не показан даже на эскизах. В 2019 году Datsun продал 22 тысячи машин — аналогичная Lada Granta расходилась в шесть раз лучше. Кстати, будьте внимательны: «Датсуны» за несуразные деньги любят втюхивать серые автосалоны.
Volga Siber
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d2/9e/8e/d29e8ed224a859605cd9121789a6571a/656x459_1_a321e927710fc001ef36d98fa5f8fe62@1053x736_0xQU3LyUrV_3199494605549026555.jpg.webp)
Проект казался беспроигрышным: взять за основу американскую модель (Chrysler Sebring) и превратить в доступный седан для России, попутно загрузив мощности ГАЗа. Для «Сайбера» предлагали двигатели объемом 2,4 литра в паре с четырёхступенчатым автоматом, а его мягкая подвеска должна была очаровать любителей американского комфорта. В активе была и цена до 500 тысяч рублей.
Но модель не зашла. С одной стороны, её подкосил кризис 2008–2009 года, с другой, «Сайбер» оказался для россиян автомобилем неформатным и даже архаичным: в те годы соотечественники предпочитали Ford Focus и Chevrolet Cruze, созданные с прицелом на Европу. Проект быстро загнулся, а на мощностях ГАЗа всерьёз и надолго прописались модели Volkswagen и Skoda. Сейчас «Сайберы» продаются по невысоким ценам.
Skoda Roomster
![](https://n1s1.hsmedia.ru/44/85/fd/4485fd2c767558b27fadb829b60609a8/656x492_1_25e963cf119315a1f953b33070677c44@1280x960_0x0lWDx5hn_4615750220491316078.jpg.webp)
Попадание в наш список вовсе не означает, что модель плоха, и вот пример. SKODA Roomster — этакая Fabia-кентавр с задней частью в стиле пассажирского «каблучка». Roomster был вместительным, а на заднем ряду создавал чувство воздушности, поэтому пассажиров меньше укачивало. А водитель мог наслаждаться впечатляющей (по меркам класса) управляемостью.
Но проблемы с продажами были не только в России, но и в мире — люди всё больше предпочитали кроссоверы вроде вышедшей позже SKODA Yeti. В России же к «каблучкам» в принципе много предубеждений. Сейчас «Румстеры» остались лишь на вторичном рынке.
Iran Khodro Samand
![](https://n1s1.hsmedia.ru/07/4f/b4/074fb41fab442348bd1f927f76defb91/656x492_1_58330c6c51aeeba0a76a5a1b9f3fcf19@1024x768_0xy5VJYCGc_4252174803383771703.jpg.webp)
Чего-чего, а иранских автомобилей в России до этого не было и, видимо, уже не будет. Samand оказался неплохой попыткой, точнее дерзкой. В основе лежала лицензионная платформа Peugeot 405, старомодная, но для своего времени удачная, а марка Iran Khodro была крупным производителем в родном Иране.
Но превратиться в серьёзный проект «Саманду» не удалось: его задушили новые экологические стандарты России. А для успеха в начале десятых требовалось местное производство, которого у иранцев не было: одно время муссировались слухи о белорусской сборке, но без видимого результата. На вторичном рынке «Самандов» — считаные единицы.
Самым грандиозным провалом российского автопрома вы считаете...
Наверняка, это далеко не все «флопы» авторынка и автопрома России — добавляйте свои в комментариях.
Попали в необычную ситуацию на дороге или при покупке автомобиля? Присылайте истории на электронную почту редакции «Авто».