![](https://n1s1.hsmedia.ru/25/c3/b4/25c3b422496b84af459a919dcea99df4/656x369_1:5723_b14e22fa6e785715d55119a23685b431@1280x720_0xZkVSyiOz_9000964333137592516.jpg.webp)
АВТОВАЗ всегда лукаво называл Lada XRAY кроссовером, несмотря на отсутствие полного привода. Недавно завод выпустил «усиленную» версию XRAY Cross, просвет которой больше, чем у Renault Duster и даже Lada 4x4 (бывшая «Нива»). Можно ли считать кроссовером её? Чтобы выяснить это, мы отправились в глубинку, где таким машинам самое место.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ce/0a/f7/ce0af771177eb90a416775ac39c6516e/656x369_1:5723_b679dfea7fc3f8a43b6b1961f873100a@1280x720_0x09FRwhYA_5225974279745211594.jpg.webp)
Интересно, что к созданию «Кросса» в Тольятти подошли с неожиданной основательностью, будто сами уверовали в его блестящую карьеру. Помимо традиционной операции по увеличению достоинства — клиренса — инженеры фактически заменили всю переднюю подвеску.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/17/fb/c2/17fbc2619ac8f67987545b07b0aaf344/656x369_1:5723_9c0f6616949aeb683572c1eef8d08d17@1280x720_0x4EdHRdJN_2623784859382699505.jpg.webp)
Рычаги и поворотные кулаки унифицированы с таковыми от Vesta, усилитель руля стал электрическим и конструктивно близок к «грантовскому», рулевая колонка регулируется по вылету, а задние тормоза — дисковые. И конечно, на характер повлияли легкосплавные колеса с шинами размерностью 215/50 R17, которые и дают прибавку просвета — он составляет 215 мм (+20 мм).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2e/4e/74/2e4e7474393877f02482a2ed960cbb89/656x438_1:5723_9638d24d461bf2db44ad879cefed04d9@1280x854_0x0qyol0l5_8244144637121035428.jpg.webp)
XRAY Cross выглядит весьма нарядно, сверкая клыками Х-образной решётки, бликуя сложными боковинами и оттопыривая «губу» переднего бампера. Некоторый пафос чувствуется и в салоне, но не в смысле изысканности материалов или дизайна, а в раздутости передней панели, которая преувеличивает размер автомобиля. С водительского места он кажется массивнее, чем на самом деле.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1b/1f/47/1b1f47935689e64b54289dce93491686/656x438_1:5723_0143df3d10df741d5fdb193ccb233faa@1280x854_0xygyOtF1T_8585470926546106313.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fb/01/10/fb0110d742fbf363a40f0508b2836084/656x438_1:5723_fca06088d7be9aa84947b04ed5db15bf@1280x854_0xaElRIxHu_7955319863558620476.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/77/c4/25/77c4254eb4cab5fc1090478e54c25b92/656x438_1:5723_70f7207d8cbdb0a0ecfc0999c21f71c8@1280x854_0xVUeGTm5b_4463245835342389821.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2d/fa/08/2dfa08243d09cc252bbf89c4096e194b/656x369_1:5723_d8cabd04a5c87f6a08851fb518ad309a@1280x720_0xmJAtMwO1_4848103385815058475.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b2/08/88/b2088884eaae44d4d69b3a92a77530e5/656x438_1:5723_f1f4129fe4da0fae173ed5d1feb23f0d@1280x854_0xo5shnzvY_5265721697862889755.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e8/dc/91/e8dc910aed280527ce2c5d6f7b3699cc/656x438_1:5723_cf957939bfd46038d24b3597fa84ecd8@1280x854_0xH6i0Eldx_9471899781046905426.jpg.webp)
Сам интерьер почти идентичен «икс-реевскому», но есть приятные новшества: помимо возможности подтянуть руль поближе обращает внимание блок трехступенчатого подогрева сидений — раньше кнопки размещались в слепой зоне на боковинах сидений.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/95/ab/b0/95abb02e2c83d8b0d85021446db5c2e4/656x438_1:5723_e015664857e9ff50cc252966b8324110@1280x854_0xCKKf4Ipo_6331267402976027019.jpg.webp)
У XRAY Cross новые сиденья, но большой разницы в заочном сравнении с обычным «реем» я не ощутил: посадка вертикальная, но, в целом, удобная. А вот бокс-подлокотник — спорное решение: слишком он нависает над ручником.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/01/cc/14/01cc149d518d7452f44ed2105bf96f0b/656x438_1:5723_79bb67ec5725fd99e76359082019d996@1280x854_0xXm1HlGTj_2147770722787977931.jpg.webp)
Другие отличия чувствуются в первые же минуты движения: руль с электроусилителем почти что упрям. Вероятно, автовазовцы стремились придать ему нотки спортивности, и обратная связь на большой скорости в самом деле убедительна — не каждый кроссовер и даже хетч дарит чувство, когда ты не просто рулишь, а как бы приобнимаешь машину. Но на городских скоростях и при парковке хочется снизить усилие: руль XRAY страдает чрезмерной центростремительностью. Чуть ослабил хватку — он возвращается в «ноль».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3c/e0/c5/3ce0c559306f553cd42bf60db8a8cdfa/656x369_1:5723_b32a6b824cfee08c577a13a75be3931e@1280x720_0xZRdrfgUE_6087103527532321748.jpg.webp)
С такими настройками Cross сам нарывается на дотошную проверку управляемости, и, на счастье, нам попадается отличная дорога, пусть ухабистая, зато равномерно снежная. XRAY Cross на ней раскрывается с неожиданной стороны.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/40/d3/98/40d398c9f681bc62a19da0010d75690a/656x438_1:5723_7f8a771faa29f8c687181ccc1ac73f86@1280x854_0xHmgu3oHN_9968125364323905229.jpg.webp)
При активной езде туговатый руль кажется уместным, а характер машины вдруг обостряется, будто автовазовцы имели в виду не только кроссовер, но и горячий хетч. XRAY Cross в таком режиме — что весёлый терьер, который не способен и секунды устоять на месте. На торможении он обозначает живость кормы лёгким подрагиванием, а стоит наживить рулём направление поворота, как задние колеса срываются в скольжение, которое на полпути подрезает система стабилизации. В конце концов, ты переходишь на импульсный режим руления, лишь подпихивая машину в нужную сторону. Остальное доделывает избыточная поворачиваемость и страхующая электроника.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e9/dc/8f/e9dc8f9d7c604f463f0b69cc79ce08a9/656x438_1:5723_7c6d8d77254d396b74faf0eae6ed1d04@1280x854_0xf3Nkyytk_6552622349699375951.jpg.webp)
Но я бы не рискнул проделать всё то же самое с отключенной ESP. Короткий и вёрткий автомобиль норовист: та же Lada Vesta при сходных настройках кажется уравновешеннее. В отличие от первых XRAY систему стабилизации можно деактивировать, но на скоростях выше 58 км/час она оживёт снова. Мудрое решение.
Скорости ему даются неплохо даже на ухабистой дороге: спасибо подвеске, врождённую энергоемкость которой усугубили более жёсткими настройками. По грунту можно ехать примерно с теми же скоростями, что разрешены на загородных трассах, и это как раз то, за что мы любим «логаноподобные» машины. XRAY Cross иногда аж подскакивает на очередном гребне, но траекторию держит, и металлом не лязгает. Главное, не пугаться его вёрткости, доверять системе стабилизации и не переоценивать её возможностей. При слишком уж агрессивной езде можно открыть и другую сторону его характера: он оставляет не так много шансов на исправление ошибки из-за резкости скольжений.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7b/c1/09/7bc109511767fc875bf10b9aa0ae1b08/656x438_1:5723_01295c45d6eb70125b37e1ea3d8ee647@1280x854_0xpmux3yWy_4184558483986031747.jpg.webp)
По комфорту я бы отнёс XRAY Cross к середнякам среди кроссоверов: плохие дороги его не раздражают, и в этом смысле он унаследовал достоинства Renault Duster. Но на относительно ровном асфальте Cross становится дотошным и подрагивает на мелких неровностях. С учётом улучшенной шумоизоляции пола и арок автомобиль кажется достаточно комфортным, хотя на рельсах и стыках пихается сильнее, чем, допустим, Renault Logan.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e5/54/c2/e554c2d557e4ba82e49b0b1715600c94/656x438_1:5723_740294452adae4cbb2f9ea92f8e6acf8@1280x854_0xAERVB6Zc_4958134751280543254.jpg.webp)
В его характере есть тяга к приключениям. XRAY Cross кажется более органичным при попытках прожарить по грунтовке и взобраться на снежный бруствер, чем при рутинных разъездах дом-школа-работа. Второму не способствует и его главный минус — тесные задние сиденья. Зная об этом недостатке, вазовцы поколдовали с углом и высотой установки заднего ряда, но улучшения едва заметны: на втором ряду та же Lada Vesta в сравнении с XRAY кажется чуть ли не лимузином.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1f/ea/60/1fea6085fe25ebcc7f6e446705233456/656x438_1:5723_5eed96a037246c828b738aec86e15a3c@1280x854_0xbIRFWJSO_0505933987701824308.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/47/6c/eb/476cebb1e2d9d8294be6adcb065919b9/656x438_1:5723_258afcff54d47981e7584ab30340fb30@1280x854_0xLU8G0zmW_2612389608538829439.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/95/ec/22/95ec220481433a3e82d14b018be29782/656x438_1:5723_8f254a4ffcbc41884e9fedd450b1c9b2@1280x854_0xVo1mLFf9_3204586326806494949.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/12/d3/ef/12d3efaef9f1dac2ab4bdbd7c44bfbf9/656x438_1:5723_3a9493553dca3f5266dbfc39fef42180@1280x854_0x6CuLAW1l_7577250202403862144.jpg.webp)
Не слишком велик и багажник, хотя в плюсы ему можно поставить отсутствие порога (при установке фальшпола) и «подвал» для хранения мелочёвки. Правда, раздражает невозможность закрыть багажник без оглушительного хлопка: сотрудник дилерского центра сказал, что проблема характерна для XRAY.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3f/50/36/3f5036ce9b3a438d93af2e65ff92a48a/656x438_1:5723_97cf99cbdfe26e23e48bd3d538e3a6f0@1280x854_0x235ntBwR_7660617238141020164.jpg.webp)
Но что с проходимостью? Как и обычный XRAY, Cross лишён полного привода, который попытались заменить электронной системой на основе компонентов ESP, которая распределяет тяговые усилия между передними колесами. Помощь электроники чувствуется, например, при попытках въехать с полевой дороги на асфальтовую через горб, оставшийся после снегоочистки: в критический момент слышен хруст тормозов, которые «кусают» буксующее колесо, позволяя вытянуть машину газом.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/64/b4/27/64b42777f858a54fe47089537d0e6a38/656x369_1:5723_6d1dbf6f53d6364ce9c1bf16158b4f3a@1280x720_0xGelL192K_8691491096204238166.jpg.webp)
У системы есть несколько режимов, включая спортивный, когда обостряются реакции на газ, и два «внедорожных» — для песка и снега. В первом случае реакции смягчаются, во втором электроника допускает проскальзывание колес.
Разумеется, всё это не замена полному приводу. Электронная имитация блокировки дифференциала добавляет уверенности, например, при езде по заснеженной колее. И всё же, как ни крути, кроссовером он является больше в глазах маркетологов, чем по существу.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8e/53/61/8e53615329c423f0eb79c6013ee4f836/656x438_1:5723_5bcc87bdfce7796e802bdd24d9dbded0@1280x854_0xU4xa8wTc_2743142513920084226.jpg.webp)
Но вот к чему претензий нет — это к геометрической проходимости. С этой точки зрения XRAY Cross превосходит большинство паркетников и сравним с классической «Нивой», если вычесть пластиковую бахрому его декора, который жалко портить об ухабы. Но тем, кто ищет автомобиль в первую очередь для городского «бездорожья», его возможностей хватит за глаза.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/89/7b/03/897b03d4f801b6d420b373d0bc8d5bca/656x438_1:5723_a55bc7db3d5de9c53d3c8d62d6ba715d@1280x854_0xGtiS3B3S_4726184098957890684.jpg.webp)
К сожалению, XRAY Cross не предлагает автоматических трансмиссий — только «реношную» механику с долговязым рычагом и лёгким сцеплением. Коробка отличается сближенными передачами, что удобно при езде по сложному рельефу, но провоцирует частые переключения в городе. Здесь был бы уместен автомат.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/81/02/3a/81023a13239f96f75c032dd95c27a343/656x438_1:5723_99f32bf11cca93124710af56cb4120d5@1280x854_0xGyV7sWB9_6840077512182726141.jpg.webp)
Двигатель также безальтернативен: это вазовский мотор объемом 1,8 литра (122 л.с.). Сочетание с коробкой кажется удачным, и мягкая тяга двигателя вкупе с почти что понижающей первой передачей хорошо подходят концепции почти кроссовера. Но абсолютная динамика — на уровне одноклассников с моторами 1,6. Поэтому XRAY не возрадует любителя светофорных гонок или стремительных обгонов. Скорее он понравится человеку с размеренным стилем езды, который полагается больше на собственную точность, чем на мускульную силу машины.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/05/5f/b9/055fb921df2f55902afc1ce8fa331361/656x438_1:5723_ed8aa59a9569a59d2a9fceec58c0e716@1280x854_0xvcnOj0xY_9486074645178922465.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/34/a1/f4/34a1f49faf6ac1cf3f937dd57e2b4f29/656x438_1:5723_d89475704657be9210858b92880d50d4@1280x854_0x1OZhSEqH_2107806115350735230.jpg.webp)
Базовая цена XRAY Cross начинается от 755 тысяч: начальная комплектация неплохая, но не оптимальная. Кондиционер, система стабилизации, легкосплавные диски есть по умолчанию, но подогрев сидений, аудиосистема, противотуманные фары, подогрев зеркал требуют доплаты.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/87/90/a0/8790a07fde93e61ee027b3210c3adc44/656x438_1:5723_a34290ed65ded61a663bfca12e15f4b2@1280x854_0xWkPFIi8A_2311136163454994423.jpg.webp)
Базовый Cross на 145 тысяч дороже самого простого XRAY. Комплектация у «кросса» пожирнее, так что при прочих равных разница составляет 117 тысяч рублей, но всё равно немало. Напомним, на что она тратится: на легкосплавные 17-дюймовые колёса, другую переднюю подвеску, задние дисковые тормоза, увеличенный просвет, «внедорожный» обвес и кое-что по мелочи. Оправдана ли такая доплата? Вопрос сугубо индивидуальный, но с практической точки зрения обычный XRAY кажется мне более предпочтительным вариантом. Скажем, лишние пара дюймов в размерности колёс — это доплата порядка 10–15 тысяч рублей за комплект зимних шин.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9a/8d/ce/9a8dce97459c9d6915514374072e4da6/656x438_1:5723_4c376f8be89bee1315fe39c754a642d6@1280x854_0xeTkTz7Xq_8811218602145518647.jpg.webp)
Серьезным внутренним конкурентом для XRAY Cross является более вместительная и доступная Lada Vesta SW Cross: при прочих равных она дешевле примерно на 30 тысяч рублей. Правда, если брать базовые комплектации, ценовое преимущество на стороне XRAY Cross за счёт более простого оснащения. У Vesta SW Cross подогрев сидений, противотуманные фары, аудиосистема и многие другие опции есть уже в начальной версии Comfort, что утяжеляет цену.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/64/dd/0d/64dd0d4ed3fac41217b316d657be5015/656x438_1:5723_b5eca7d76c5461e99e45006bae738b57@1280x853_0xdD0dnuFt_3690598586176183462.jpg.webp)
По концепции к Lada XRAY Cross близок Kia Rio X-Line, который чуть крупнее, но имеет более скромный просвет — 195 мм. И он дороже, как в базовых версиях, так и при прочих равных — в близких комплектациях за «корейца» нужно доплатить около 65 тысяч рублей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c1/bc/8c/c1bc8c4e42b460d6a6d5493933a91c57/656x438_1:5723_08877eaea210250cf0c49996bcc9281b@1280x854_0xz4WjuEf5_8933108412655607368.jpg.webp)
Но давайте поддадимся вазовским чарам и посмотрим на XRAY Cross, как на переднеприводный кроссовер. В таком подходе нет особой подтасовки, потому что две трети паркетников сегмента В+ продаются именно в моноприводных версиях. И здесь уже XRAY Cross выглядит интересным вариантом.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e8/0b/95/e80b95b8b41f726669ebee4c9664a555/656x492_1:5723_b139201b94f58180e80b28f3dbb911f5@1024x768_0xs11hKdC5_2155287526245254548.jpg.webp)
Соплатформенный Renault Duster при прочих равных дороже почти на 90 тысяч рублей, но выигрывает в практичности, потому что на 15 сантиметров длиннее. Кроме того, Duster предлагает выбор: его можно заказать и с дизелем, и с автоматом, и с полным приводом. Но тогда разница в цене будет ещё больше.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/13/82/d2/1382d284dc3bff3c478c91846ec8109c/656x369_1:5723_c90556a19e58da00d835a4df883900f7@1024x576_0xSUaNunei_4896465995824553420.jpg.webp)
Самый популярный в России кроссовер — Hyundai Creta — тоже превосходит XRAY Cross по размерам, но не слишком. Для сравнения, объем багажника у «Креты» составляет 402 литра против 361 литра у «рея». Разница в цене же ощутима: Creta примерно на 165 тысяч рублей дороже XRAY в близкой комплектации.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8b/7b/5a/8b7b5a910b329fad36e043766a81fc84/656x438_1:5723_60286319a40a38bca90fb73ab9017c63@1280x853_0xAmkc0PVq_5956523658610694026.jpg.webp)
Однако сухого разгрома в пользу XRAY Cross я бы констатировать не стал: Creta выглядит сбалансированным кроссовером для горожанина, который не претендует на лавры покорителя бездорожья — и многих это устраивает. XRAY Cross же задуман как автомобиль более универсальный, готовый в разумных пределах к авантюрам и тяготам сельской жизни. Но для массового потребителя он несёт ряд ограничений, включая отсутствие автомата и полного привода.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2b/92/3a/2b923ac102194d2baad8aca8fd2f611b/656x438_1_b261d597beede85f9968424247611798@1280x854_0xCxGu3OcX_4005105249095159417.jpg.webp)
Грустить ли об отсутствии полного привода? Например, для соплатформенного Renault Duster его установка обходится клиенту в 57 тысяч рублей (бонусом идёт шестиступенчатая коробка передач). Значит, гипотетический XRAY Cross с полным приводом стоил бы в районе 810–815 тысяч рублей, хотя расчёт и очень условен. Дорого? Субъективно — да. Но всё равно ощутимо дешевле переднеприводного Hyundai Creta, так что покупатель нашёлся бы наверняка. И вот тогда хештег #кроссовер был бы полностью оправдан.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3e/4f/ba/3e4fbae1c7fa9ffcdbb1830e92f3448b/656x369_1:5723_c835a7b07c38deda4fd098922f0ddb23@1280x720_0xR7v9nPv3_4926661951143261889.jpg.webp)
Подыскивая автомобиль повышенной проходимости для городских разъездов до миллиона рублей, какую модель бы вы предпочли?
Lada XRAY дебютировал три года назад и стал второй после Largus моделью АВТОВАЗа, построенной на агрегатах Renault. В прошлом году АВТОВАЗ выпустил на рынок самую необычную кросс-версию автомобиля: увеличенный просвет получил седан Lada Vesta. Серьезным внутренним конкурентом для Lada XRAY Cross является универсал Lada Vesta SW Cross.
Артём Краснов