![](https://n1s1.hsmedia.ru/93/f9/84/93f984367a933dc763978b2ad95060a5/656x438_1_e630829ec7520a9dd0c69ce8b50f51d7@906x604_0xJTKKWkwO_5792354718607291175.jpg.webp)
Авторынок всегда считался одним из индикаторов состояния экономики: он крайне чувствителен к покупательской способности населения и ожиданиям россиян. Четвертый месяц подряд рынок растет, однако это не единственные признаки оздоровления: возврат беглых моделей и точечное снижение цен также настраивают на оптимизм.
Оттепель, плюс пятнадцать
Июнь стал четвертым месяцем, когда продажи выросли относительно аналогичного периода прошлого года, причем выросли ощутимо – на +15%. При этом практически все лидеры рынка показали прибавку на уровне +20% – последний раз столь бурный рост рынка происходил пять лет назад в 2012 году. Правда, в абсолютных величинах объемы продаж тогда и сейчас отличаются на 40%, поэтому справедливо говорить лишь о начале восстановления. Тем не менее еще совсем недавно разница была двукратной, так что постепенно форма восстанавливается.
Granta выходит в лидеры
Хорошо чувствует себя АВТОВАЗ: общие продажи увеличились на 23%, и, в отличие от предыдущих месяцев, завод вытягивали не только Vesta и X-Ray, но и Lada Granta, которая стала самой популярной моделью июня, опережая KIA Rio, который готовится к смене поколений.
Продажи Vesta находятся на достаточно высоком уровне – 6,6 тысячи машин в месяц – что несколько скромнее абсолютного рекорда прошлого декабря, но все равно достойно. Правда, из тройки лидеров «Весту» вытеснил новый Hyundai Solaris, который восстанавливает позиции, утраченные после смены поколений.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/47/ef/2e/47ef2ee1ac5197fd68e02439f40f0516/656x332_1_5e5d4dad46bee7cdf5b0d7b87f780996@1024x518_0xPkCXR6WI_0854250565878714649.jpg.webp)
Они возвращаются
Еще более красноречивый показатель: возобновление продаж ряда моделей, которые ушли с российского рынка в период неопределенности.
Так, в июле стартовали продажи Nissan Juke, который отсутствовал в России более года: весной 2016 руководство Nissan решило прекратить продажи модели, которая не имела российской локализации.
Правда, Juke возвращается в усеченном количестве версий, например, пока недоступны автомобили японской сборки (только английской), полноприводные Juke, c механической коробкой передач или турбодвигателями. Единственная версия 1,6 CVT 2WD в сравнительно богатой комплектации оценена в 1,1 млн рублей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a9/96/b1/a996b1e7fddf3195c201482631533a58/656x438_1_88fa262cbeb3691353cf763d3b2a0b7e@1024x683_0xsfGzuhXN_3220223125651153610.jpg.webp)
Mitsubishi планирует возобновить продажи компактного кроссовера ASX, правда, случится это во второй половине года. Тогда же наступит ясность с ценами и комплектациями.
После многолетнего перерыва в Россию возвращается полноразмерный седан Hyundai Sonata в рестайлинговой версии.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/29/43/92/29439203a295afe6ce0960a08769e1ea/656x438_1_6d0e76f791f91bfa65b97ebe90735bff@1024x683_0x05HvxauW_2852308312172388646.jpg.webp)
Кроме того, в России возобновлены продажи Toyota Highlander, Renault Koleos (правда, уже нового поколения) и Peugeot 3008.
Госпрограммы: новые и старые
Завершаются «классические» программы помощи авторынку – утилизации и трейд-ина. Впрочем, скидки за старый автомобиль многие дилеры предлагают по-прежнему, финансируя их из своего кармана.
Однако на смену прежним программам госпомощи приходят новые, целевые: «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль». По сути, они являются разновидностями программы субсидированного кредитования, но рассчитаны на определенные категории клиентов: в первом случае условием является наличие двух и более несовершеннолетних детей, во втором человек должен покупать автомобиль впервые. Максимальный банковский процент (с учетом субсидии) в этом случае не может составлять выше 11,3%, а дополнительным бонусом является скидка в 10%. Под программы попадают автомобили российской сборки ценой до 1,45 млн рублей. В июле-августе станет ясно, являются ли новые программы адекватной заменой прежним.
А что с ценами?
Взлетевшие вслед за курсом валют цены на автомобили являются главным тормозом восстановления рынка. Устойчивой тенденции к снижению пока не просматривается, и констатировать можно лишь стабилизацию цен в течение последнего полугодия.
Впрочем, есть приятные исключения, например, Toyota снизила прайсовую стоимость популярных моделей (Corolla, RAV4, Camry), например, седан Camry в базовой версии подешевел с 1,407 млн до 1,329 млн рублей. Аналогично скорректировал ценники родственный бренд Lexus.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2b/6e/32/2b6e326c144e3538aaf99eb8e0cce624/656x438_1_5318ac804ec3e6743ad8bfa35fe3d905@1024x683_0xEYlln9pH_1613566688413379672.jpg.webp)
УАЗ скинул цены на «Патриот» на 20-58 тысяч рублей, включая базовую комплектацию, которая теперь стоит от 699 тысяч (-50 тысяч). У Audi подешевела модель Q7, у Jaguar – спорткар F-Type.
Есть и обратные примеры, самый яркий – увеличение цены на базовый Hyundai Solaris с 599 тысяч до 625 тысяч рублей. Однако большого значения для рынка эта корректировка не имеет: начальный «Солярис» без кондиционера в любом случае купить было проблематично, а первая ходовая версия стоимостью около 700 тысяч рублей не подорожала.
Радикального снижения цен не произошло, однако рынок восстанавливается. Факторы, способствующие этому: отложенный спрос, привыкание россиян к новым ценам и смягчение кредитной политики.
Артём Краснов
Фото: Олег Каргаполов