Авто Город Когда нет слов

Когда нет слов

Опытные водители ездят, чувствуют дорогу, понимают, как необходимо поступить в той или иной ситуации. ПДД они когда-то знали, о существовании законов догадываются, но зачем они нужны, если на дороге и так все ясно?! Один из аргументов: «Я ПДД не знаю, но проеду лучше любого выпускника автошколы, который ПДД знает лучше меня!»

На втором курсе университета один из моих друзей на экзамене по «Теории вероятности» заявил преподавателю, что он понимает, о чем идет речь, но высказать словами, сформулировать ответ он просто не может. Экзамен и обучение в университете для него после этого закончились. Студентам ЧелГУ данный преподаватель известен как «санитар физфака». Низкий поклон им обоим. Их диалог вправил мне мозги раз и на всегда.

Удручает, когда водители действуют на дороге согласно каким-то принципам, но сформулировать четко и ясно их не в состоянии. Попытка выяснить, что, собственно, они пытаются доказать, натыкается не на приведение аргументов, а на призыв к чувствам. Такие водители мне больше напоминают зомби.

Когда они в разговоре начинают сыпать красивыми словами, но без буквальной смысловой нагрузки, мне сложно возразить. Ведь фразы оппонента очень доступны и понятны, а любое возражение вызывает неприязнь. Тем более, что законы и правила написаны своеобразным языком, и приведение их положений, в смысл которых еще нужно вникнуть, влечет агрессию.

Поясню на примере.

Не так давно на многих автомобильных сайтах была размещена вот такая первая страница из некоего учебника по вождению, которая вызвала всеобщее восхищение. Давайте вместе проанализируем текст.

Начнем с первой фразы: «Безопасность дорожного движения для меня превыше всего». Звучит красиво, но что она означает?

По определению «Безопасность дорожного движения» – это состояние дорожного процесса … и т.д. То есть юридический термин.

Перевожу с русского на русский, что сказал автор: «Превыше всего ставлю состояние совокупности общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, отражающее степень защищенности участников перемещения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий».

Вероятно, автор хотел сказать, что на дороге главное – соблюдение принципов БДД, а не сама БДД. Например, один из принципов звучит так: «Приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности».

Но хоть в первом, хоть во втором случае красота слов рушится. Краткая и доступная фраза превращается в нечто длинное и непонятное, режущее слух. Многие сейчас улыбнулись: «С похмелья ваши расшифровки хорошо читать».

Возьмем вторую фразу: «Отношусь с уважением к другим водителям».

В п.1.5 ПДД закреплен принцип коллективной безопасности. Каждый на дороге – в ответе за всех. В том числе, никто не вправе ожидать от других участников движения соблюдения ПДД – вычеркнули это положение в 1993 году. Можно сделать скидку на то, что книга, возможно, была напечатана ранее. Но для нынешних водителей данная фраза из книги ровным счетом ничего не значит, так как любой водитель обязан объективно оценивать ситуацию и принимать все меры против ДТП.

Меж тем понятие «уважение» субъективно. Если человека не уважает никто, он не сможет уважать себя. Водитель ищет поддержку своим действиям со стороны других водителей. Фактически фраза звучит: «Я отношусь субъективно к другим участникам движения. Вон тот меня уважает, и я его уважаю. А вон тот меня не уважает...»

А не лучше ли руководствоваться требованиями ПДД?

Еще один пример связан с недавним комментарием по поводу конфискации автомобилей у пьяных водителей. Я тогда сказал, что со стороны депутатов подобное предложение – популистский ход, чтобы прикрыть свою странную войну с зеленым змием. Если государство хочет переключить внимание общества от действительного положения дел на дорогах, то начинаются рассуждения о пьянстве за рулем или о плохом обучении в автошколах. С учетом того, что за последние 2014 лет человечество не изобрело иного пути к счастью, кроме пути террора, то ужесточение наказания к пьяным или ужесточение требований к автошколам вполне логично для обывателя.

Какой вал критики обрушился на меня! Мои заявления были восприняты как разрешение пьяным садиться за руль, хотя об этом не было сказано ни слова: «А кто по мнению Панченко виноват в том, что пьяный едет за рулем?» Ссылка на то, что ужесточение наказания не ведет к изменению положения дел, не сработала. Вопросы корреспондента лежали в иной плоскости, но увидев знакомые слова, подключив информацию из телевизора (зомбоящика) и смутные обрывки воспоминаний из ПДД, сознание людей сформировало цель агрессии, которая выплеснулась в комментариях. Слава богу, хоть один человек услышал мой призыв опомниться.

Еще один пример. Вычитал водитель где-то популярный постулат, что инспекторы ДПС имеют право останавливать водителей только на стационарном посту. Что-то он там натворил, просит помощи и пишет: «Я нарушил все, что только можно, но меня остановили вне стационарного поста. Это – незаконно, но меня наказали. Что мне делать?»

Человек, нахватавшись каких-то общедоступных фраз, решил, что сможет противостоять инспектору и судье, даже если что-то нарушит. Произошла подмена правил движения, которые и так давно забыты, указаниями какого-то отморозка. Как следствие – эйфория. Когда мир иллюзий рухнул, то он заметался. Но в таких ситуациях человек нуждается не в юридической помощи. Ему нужна консультация специалиста, который его раскодирует, вернет в реальность.

Удивительно, но, потратив деньги на какого-нибудь прощалыгу-адвоката, найденного по объявлению на подъезде, большинство получают удовлетворение и успокаиваются, несмотря на наказание. Впоследствие объяснить, к чему были бесполезные траты, они не могут.

К сожалению, с подобными вещами сталкиваешься не только на дороге. Когда люди начинают действовать, исходя из своих внутренних убеждений, отключая мозги, они не в состоянии предсказать последствия своих действий. Когда ситуация становится необратимой, а эйфория приходит, осознавать свои поступки уже поздно. Пришло время отвечать за них.

Хотите себя раскодировать? Фраза «Око за око» понятна всем. Но попробуйте ответить на вопрос, почему, если вас ударили по одной щеке, нужно подставить другую?

Возвращаясь к автомобильной тематике, начните заново изучать ПДД, чтобы вы могли внятно обосновывать свои действия на дороге.

Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Турция потеряла берега, Черногория возомнила себя Ниццей, и мы поехали в Египет». Плюсы и минусы отдыха у пирамид
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления