Ижевск известен как крупный промышленный и оружейный центр России. При этом один из самых востребованных способов заработать на жизнь в городе — брать заказы в такси. О том, как таксистам живется в Ижевске, мы расспросили водителя Алексея Матвеева. Ему 48 лет, и вот уже три года он возит горожан на работу, по делам и в гости.
— Как вы пришли в такси?
— В то время, когда я начинал, рынок труда не пестрил вакансиями, и я пошел в такси. Я теперь могу сам планировать свой график, свою жизнь и свой заработок. Поэтому у меня есть время заниматься домашними делами и семьей.
— Как, на ваш взгляд, изменилась профессия таксиста за последние три года?
— Я выполнял заказы только через сервис «Яндекс.Такси» и могу сказать, что мне нравится отсутствие человеческого фактора. Раньше — да и сейчас это осталось в местечковых службах такси — водители получали заказы только от оператора. Важно было иметь хорошие отношения с ним — тогда и заказ доставался лучше. А сейчас с приложением все справедливо: куда тебя программа отправила, туда и едешь. Кроме того, приложение совершенствуется. Когда я начинал работать, я не мог видеть конечную точку маршрута. Сейчас она видна тем, кто накатывает определенное количество заказов и повышает свой рейтинг. Водители, у которых выше рейтинг, в более выгодном положении, у них больше возможностей для выбора маршрута.
— Изменилось ли что-то в вашей сфере из-за пандемии?
— Возможно, эти перемены не связаны с пандемией, просто совпали с ее началом, но за последние 1,5 года заработки у водителей возросли. Разумеется, у тех, кто хочет работать.
— Хватает ли вам заработка для того, чтобы обеспечить семью?
— Я выполняю немало заказов, стараюсь зарабатывать, и мне, конечно, хватает. У меня доход никогда не был маленьким, разве что в первые полгода. За другую подобную деятельность, которая не требует высшего образования, вряд ли кто-то заплатит такие деньги. Для сравнения, кассиры в супермаркетах зарабатывают в три раза меньше. А я, можно сказать, еще и сам себе хозяин.
— Как строится ваш день?
— Обычно я выхожу на линию в пять утра: пьяных пассажиров уже практически нет, люди едут на работу, город еще два часа пустой, и можно выполнить больше заказов за меньшее время. В свой перерыв я обычно заезжаю в гараж, отмечаю путевку и, например, могу выпить кофе. А заканчиваю я, когда выполняю 40 заказов. Это минимум, который я себе установил, он приносит в день от 5000 рублей «грязными», без учета затрат на бензин и комиссию.
— Вы проводите за рулем много времени, можно ли назвать вашу деятельность однообразной?
— Любую профессию можно рассматривать с разных сторон. Да, монотонность присутствует, но, если посмотреть с другой стороны, у меня интересное дело. Пассажиры иногда рассказывают забавные истории.
— А лично с вами происходили какие-то забавные истории?
— Иногда оставляют в машине личные вещи, и мне всегда интересно, как на это реагируют, когда их возвращаешь. Кто-то принимает как должное, а кто-то относится с большой благодарностью. В основном забывают перчатки, шапки, телефоны. Пару раз оставляли кошельки. За один из них, где было наличными 15 000 рублей, мне презентовали 3000 рублей.
— Кто сейчас чаще всего пользуется такси?
— Это зависит от времени суток. Утром такси вызывают школьники или люди, которым нужно на работу, днем — студенты, по вечерам и в выходные — «тусовочная» молодежь. Появляются и те, кто отказывается от личных автомобилей в пользу такси, но их пока немного. Яндекс выстроил такую ценовую политику, что пассажиропоток не падает, и таксисты могут неплохо зарабатывать.
— Чем вы занимаетесь в свободное время?
— Его не так много. Иногда люблю спортом позаниматься, иногда — книги почитать или телевизор посмотреть. Я живу в частном доме, так что хлопот у меня хватает.
— Общаетесь ли вы с коллегами? Довольны ли они работой и уровнем заработка?
— Я общаюсь со многими таксистами и скажу так: если бы это было неинтересно, они бы этим не занимались.