В редакцию izh1.ru обратилась бывшая жена депутата Госсовета Удмуртии Виктора Дьякова — Ульяна. Она уверяет, что ее экс-супруг забрал их общую четырехлетнюю дочь и трехлетнего сына, не давая матери с ними видеться. В настоящее время Ульяна Дьякова борется за то, чтобы ей вернули детей.
Между тем ситуации, в которых родители после развода делят отпрысков вот таким способом, увы, не редкость. Очень часто либо матери, либо отцы препятствуют второму родителю в общении с ребенком. Думают ли они о том, как вся эта история отразится на их детях? Мы попросили психолога рассказать о рисках для маленьких членов семьи, оказавшихся в эпицентре бури. Как развод родителей влияет на детей, объясняет Виктория Авакимян, психолог, гештальт-терапевт на сервисе по подбору психологов «Поговорим.онлайн».
Развод родителей сам по себе является сложным и эмоционально насыщенным событием для ребенка. Когда же в процесс вмешиваются агрессия, разлука с кем-то из родителей, последствия для психического здоровья могут быть еще более значительными.
Родители часто могут утверждать, что ребенок не заметил изменений или чувствует себя хорошо в ходе конфликтов и развода. Однако внешнее поведение ребенка не всегда отражает его внутреннее состояние. Дети младшего возраста могут не уметь выражать свои чувства словами, но это не значит, что они не переживают. У них могут проявляться иные симптомы: боли в животе, проблемы со сном или внезапные изменения поведения.
У подростков, напротив, стресс может проявляться в виде агрессии, изоляции, проблем с успеваемостью. Они могут замкнуться в себе или наоборот, начать проявлять бунтарское поведение. Такие изменения — это крик о помощи, который родители могут не заметить или проигнорировать.
Чем это грозит здоровью ребенка в будущем?
Если такая ситуация не получает разрешения и поддержки, ребенок может столкнуться с долгосрочными последствиями.
Эмоциональная нестабильность. Постоянный стресс и ощущение небезопасности, пережитые в детстве, могут привести к повышенной тревоге во взрослой жизни за счет влияния ситуации на отношения, убеждения и ценности.
Чувство вины и самообвинение. Ребенок может начать ощущать себя ненужным или виноватым за конфликт между родителями.
Трудности в отношениях. Переживания, связанные с нездоровым разрывом родителей, могут влиять на способность ребенка формировать здоровые отношения в будущем.
Повышенный риск развития ПТСР (посттравматического стрессового расстройства). Особенно это касается случаев, когда ребенка насильно разлучают с одним из родителей или он становится свидетелем физической агрессии.
Действительно ли родители думают об интересах ребенка?
Чаще всего в конфликтных ситуациях родители руководствуются своими эмоциями — гневом, обидой, желанием доказать свою правоту или ущемить бывшего партнера. При этом интересы ребенка отходят на второй план. Дети воспринимаются не как отдельные личности со своими чувствами и потребностями, а как «инструмент» в борьбе.
Одной из ключевых причин эмоциональных травм у детей является неспособность родителей разделить роли супругов и родителей. Ребенок начинает чувствовать себя «средством» в борьбе между взрослыми, что разрушает его чувство безопасности и принадлежности. В семейной психологии есть даже специальное понятие, описывающее вовлечение третьей стороны в конфликты для сохранения отношений: триангуляция. К сожалению, это распространенный феномен. Родителям важно помнить, что, даже если их отношения как супругов закончились, их роль как родителей остается неизменной. Забота о ребенке должна быть на первом месте.
Как помочь ребенку?
Если такая ситуация уже произошла, действуйте следующим образом.
Обеспечьте ребенку стабильность. Постарайтесь создать спокойную и предсказуемую обстановку.
Поговорите с ребенком. Объяснить ситуацию доступным для его возраста языком, заверить его в том, что оба родителя его любят.
Обратитесь к психологу. Как родителям, так и ребенку. Специалист поможет ребенку справиться с пережитым стрессом и предотвратит развитие серьезных проблем в будущем. А родителям — развести роли супругов и родителей.
Избегайте обвинений и конфликтов в присутствии ребенка. Ребенок не должен становиться свидетелем эмоциональных выяснений отношений между родителями.
В конце концов главный вопрос, который должны задать себе родители: «Чего я хочу для своего ребенка — счастья и душевного покоя или победы в конфликте?» Ответ на этот вопрос определяет будущее детей.