Город «Есть ощущение, что твой труд не вознаграждается должным образом»: молодой сельский учитель из Удмуртии рассказала о минусах системы образования

«Есть ощущение, что твой труд не вознаграждается должным образом»: молодой сельский учитель из Удмуртии рассказала о минусах системы образования

Обсудили, почему нельзя сокращать обучение в школе до 10 лет

Нарине Манукян преподает историю и английский язык  | Источник: Нарине МанукянНарине Манукян преподает историю и английский язык  | Источник: Нарине Манукян

Нарине Манукян преподает историю и английский язык

Источник:

Нарине Манукян

Можно бесконечно говорить о важности труда педагогов для каждого из нас. Кто-то с тоской и теплотой вспоминает школьные годы, кто-то до сих пор держит обиду на учителей. Тем не менее факт остается фактом: профессия педагога — одна из самых важных в нашем мире. Однако в последние годы мы все чаще слышим о нехватке учителей. Молодежь не горит желанием работать в сфере образования, особенно, если речь идет о сельской местности. Редакция izh1.ru связалась с Нарине Манукян, учителем истории Вавожской школы, чтобы узнать, с какими трудностями сталкиваются молодые специалисты и в чем минусы современного школьного образования.

«Я знала, что стану педагогом»

Нарине — армянка, которая всю свою жизнь прожила в Удмуртии. Она родилась и выросла в Вавожском районе, в деревне Новая Бия. Там же ходила в школу. Когда Нарине окончила 8 класс, ее семья переехала в село Вавож. Девочка быстро влилась в коллектив, учителя хорошо приняли новую ученицу. Уже тогда Нарине поняла: школа школе рознь.

«Мне очень хорошо запомнились 1 и 2 класс. В Новой Бие было очень внимательное отношение к ученикам, практически индивидуальный подход, так как класс был маленький. Учитель успевал за всеми следить. Но, когда мы переехали в Вавож, я поняла, что самостоятельность должна войти у меня в привычку, ведь количество учеников в Вавожской школе в разы больше, чем в Новой Бие (в настоящее время в Вавожской школе более 800 учеников — Прим. ред.). Я должна была полностью взять ответственность за результаты своего обучения и за все, что делаю.

Учителя во многом стали для меня примером. Я очень люблю нашего учителя математики — Светлану Аркадиевну Зубареву. Хотя она учила меня всего два года — 10 и 11 класс, Светлана Аркадиевна стала для меня примером целеустремленности, строгости и стойкости, человеком, на которого все равняются. Хочу также выделить Веру Вячеславну Голубеву, нашего учителя истории. Наверное, по большей части благодаря ей я решила выбрать эту профессию. Мне очень нравился ее предмет и методика преподавания. Конечно, надо сказать о Екатерине Николаевне Сулимовой. Она была нашим классным руководителем и учителем русского языка, а потом стала директором школы. Она воспитала в нас важные качества, которые необходимы для четкого выполнения тех или иных рабочих и учебных задач.

На самом деле много учителей так или иначе повлияли на мою жизнь. Могу еще отметить педагогов из Новобиинской школы. Благодаря им я выучила удмуртский язык, за что говорю огромное спасибо», — поделилась Нарине.

Нарине Манукян окончила факультет истории и социологии Удмуртского государственного университета по специальности «История». Как отмечает молодой педагог, выбор профессии был ее самостоятельным решением. Она могла поступить и на другие специальности, например, «Реклама и связи с общественностью», или уйти в правоохранительную деятельность. Однако Нарине остановила свой выбор на историческом факультете:

«Я поняла, что хочу погрузиться в историю родного края. Меня стали интересовать удмурты 18–19 веков. Поэтому я приняла решение отучиться на историка».

Нарине с особой теплотой вспоминает студенческие годы и своих однокурсников, с которыми у нее были хорошие отношения | Источник: Нарине МанукянНарине с особой теплотой вспоминает студенческие годы и своих однокурсников, с которыми у нее были хорошие отношения | Источник: Нарине Манукян

Нарине с особой теплотой вспоминает студенческие годы и своих однокурсников, с которыми у нее были хорошие отношения

Источник:

Нарине Манукян

Поступая в университет, Нарине прекрасно понимала, что после окончания бакалавриата станет учителем. Она заключила договор на целевое обучение, поэтому должна отработать несколько лет в школе. К тому же во время практики в Вавожской средней школе Нарине поняла, что там ей будет комфортно преподавать. Однако свой трудовой путь молодой педагог начала не в райцентре, а в родной Новой Бие. Проработав там какое-то время, Нарине приняла решение перевестись в Вавожскую школу. Сейчас она преподает историю и английский язык.

Низкая зарплата, большая нагрузка и минусы цифровизации

Один из главных минусов работы сельского учителя, по словам Нарине, низкая заработная плата, которая не перекрывает расходы на транспорт и жилье. Несмотря на то, что молодым педагогам предоставляются различные выплаты, надбавки и всяческие льготы, этого может не хватить на комфортную жизнь.

«Мне приходилось каждый день ездить по несколько раз из Вавожа в Новую Бию. Повезло, что у меня есть собственный автомобиль, потому что, в противном случае, я даже не знаю, как бы добиралась из дома до работы и обратно. Это на самом деле огромный минус. Никто о таком не задумывается, хотя, по-моему, здесь на лицо большая проблема. Все заботы ложатся на плечи учителя. Не компенсируют расходы на транспорт, не могут предоставить жилье. Наверное, поэтому молодежь не хочет оставаться работать в сельской школе. Да и зарплаты у нас меньше, чем в городе. Сельский учитель вкладывается и эмоционально, и физически гораздо больше, чем в итоге получает», — поделилась Нарине.

Во все времена от учителей требовалось глубоко знать свой предмет, быть ответственными и собранными. Педагог 24/7 мысленно находится на работе. Дети становятся для него будто родными. Это большая нагрузка, с которой не каждый человек может справиться, утверждает Нарине Манукян.

«Поэтому в школе наблюдается нехватка учителей. При том уровне нагрузки, которая ложится на плечи педагогов, нам платят слишком маленькую зарплату. Есть ощущение, что твой труд не оценивается и, соответственно, не вознаграждается должным образом. Мы должны не только давать детям знания, но и взаимодействовать с их родителями, иметь свои методики преподавания, идти в ногу со временем. Кроме того, возникают трудности в коммуницировании с некоторыми ребятами. Отсюда выгорание и нежелание продолжать дальше развиваться в сфере образования».

Нарине — армянка, которая не только прекрасно говорит по-русски, но и также знает удмуртский и английский языки | Источник: Нарине МанукянНарине — армянка, которая не только прекрасно говорит по-русски, но и также знает удмуртский и английский языки | Источник: Нарине Манукян

Нарине — армянка, которая не только прекрасно говорит по-русски, но и также знает удмуртский и английский языки

Источник:

Нарине Манукян

Еще одна сложность, с которой столкнулась Нарине, когда устроилась работать в школу, — это особенность мышления современных детей. Сейчас школьники уже могут не ходить в библиотеки, чтобы найти в энциклопедиях информацию для доклада по истории. Все данные в компактном виде находятся буквально у них на ладони — в великом и могучем интернете. Это, конечно, сказывается и на образовательном процессе. Ученику стоит лишь написать одно слово, одну фразу в поисковую строку, и всеведущий искусственный интеллект уже обо всем ему расскажет. В таких условиях становится проще добывать знания самостоятельно, а значит, меняется роль учителя в этом процессе. Если раньше школьник в первую очередь обращался к преподавателю, чтобы получить какую-то информацию, то сейчас он может просто все «загуглить».

«Можно сказать, я человек старой закалки. Моим сверстникам еще приходилось рыться в библиотеках, чтобы подготовиться к уроку. Бывало что мы долго не могли найти какую-то нужную для нас информацию. Нам приходилось прилагать больше сил, чтобы получать знания. Сейчас все есть в интернете. Информация дается в свободном доступе, только вот большинство учеников не хотят ее воспринимать. Они идут в ногу со временем и быстро развиваются в цифровом пространстве.

И тут возникает проблема. В работе я ориентируюсь в первую очередь на своих учителей. Вспоминаю, как они организовывали уроки, как выстраивали диалог с учениками. Сейчас такие методики уже немного устарели.

Недавно я разговаривала с нашим завучем. Она мне дала наставление по поводу того, как проводить уроки. Если раньше большую часть материала нам давали учителя и только 20–30 минут от занятия отводилось на самостоятельное изучение темы (ответить на вопросы после параграфа, сделать конспект, заполнить таблицу и т. д.), то сейчас картина кардинально изменилась. Современная система образования предполагает, что около 80% от урока должно отводиться на то, чтобы ученик сам искал информацию. Таким образом развивается его критическое мышление. Поэтому учителю (если сравнивать с тем, что было в наши школьные годы) особо ничего рассказывать не нужно».

Нужно ли сокращать время обучения в школе и убирать ЕГЭ?

В июле 2025 года председатель комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко предложил вернуться к системе 10-летнего обучения в школе. По словам чиновника, с помощью принятия подобных мер можно добиться того, что молодежь начнет раньше задумываться о рождении ребенка. При этом Рыбальченко утверждает: сокращение времени обучения в школе никаким образом не скажется на качестве образования. Что же думают по этому поводу учителя?

«На самом деле школа — это важный институт для развития каждого из нас. Мне кажется, если мы сократим время обучения до 10 лет, то человек не успеет сформироваться как личность. Поэтому я считаю, что система образования должна остаться такой, какая она есть сейчас», — прокомментировала Нарине.

Молодой педагог также скептически относится к отмене ЕГЭ, хотя в свое время сама пережила бессонные ночи, проведенные за подготовкой к экзаменам.

«ЕГЭ должен остаться. Только необходимо ввести справедливую систему оценивания и давать более адекватные задания, чтобы выпускники не испытывали такой огромный стресс. Надо вносить изменения в этот процесс для формирования среды, в которой ученики могут без лишних нервов, спокойно сдать экзамены с хорошими результатами».

Еще одно изменение в системе образования — исключение обществознание из программы 6–8 классов — тоже не пришлось по душе Нарине Манукян. По ее словам, это важный предмет, который дает ученику фундаментальные знания об экономике, политике, праве, религии и других сферах нашей жизни. Изучение обществознания влияет на формирование личности школьника и его мировоззрение. Часть тем из курса обществознания планируется добавить в программу истории. Однако, как подчеркивает молодой учитель, этого будет недостаточно для полного погружения в предмет и его проблематику.

Жизнь за стенами школы

Несмотря на большую нагрузку, Нарине Манукян находит время на то, чтобы заниматься своими хобби. Ее родители держат в Вавоже небольшое кафе, где девушка занимается приготовлением меренговых рулетов, которые довелось попробовать и нашему корреспонденту. Кроме того, Нарине любит фотографировать и занимается волейболом. Правда, сейчас ей не так часто удается выйти на площадку, однако она всей душой болеет за этот вид спорта.

«В последнее время меня интересует блогинг. Пока что он тоже как хобби, однако в дальнейшем я хочу сделать это работой. Блогинг — актуальная сфера деятельности, поэтому мне хотелось бы развиваться в медиапространстве».

Нарине постепенно идет к исполнению своей мечты стать блогером. Так, девушка приняла участие в блог-туре «Маршрут построен! Удмуртия многонациональная». В рамках проекта компания из 10 представителей многонациональной молодежи побывала в 7 населенных пунктах республики, чтобы узнать, какие народы проживают на территории региона и как им удается сохранить свою самобытность и культуру. Съемки проходили в деревнях Порым, Благодатное, Мари-Возжай, Карамас-Пельге, Кестым, Золотарево и селах Сергино и Юнда. Участники блог-тура познакомились с традициями бесермян, чувашей, марийцев, кряшен, южных и северных удмуртов и чепецких татар.

Нарине на проекте «Маршрут построен! Удмуртия многонациональная» | Источник: Нарине МанукянНарине на проекте «Маршрут построен! Удмуртия многонациональная» | Источник: Нарине Манукян
Нарине на проекте «Маршрут построен! Удмуртия многонациональная» | Источник: Нарине МанукянНарине на проекте «Маршрут построен! Удмуртия многонациональная» | Источник: Нарине Манукян
Нарине на проекте «Маршрут построен! Удмуртия многонациональная» | Источник: Нарине МанукянНарине на проекте «Маршрут построен! Удмуртия многонациональная» | Источник: Нарине Манукян

Нарине Манукян поделилась с нами своим опытом участия в этом проекте:

«Я увидела на сайте Дома дружбы народов информацию о том, что набираются молодые люди для участия в этом проекте. Его цель — сохранение культурно-исторического наследия тех народов, которые проживают на территории нашей Удмуртии. Я подала заявку. Мои родители не знали об этом. Я им рассказала только после того, как прошла отбор. Сначала мама и папа переживали о том, как будет организован тур, где мы все будем спать. Считаю, это нормальной реакцией родителей, которые беспокоятся о своем ребенке.

В Удмуртии проживает много народов, например, кряшены, чуваши, татары, русские, марийцы. От соседства с представителями других культур они могли перенять чужие традиции. Нам было интересно, сумели ли эти народы сохранить свою самобытность. И мы заметили такую закономерность: несмотря на то, что они на протяжении долгого времени жили на территории республики, где есть собственная национальная культура, татары, марийцы, кряшены, чуваши и русские все же старались сохранить свои традиции и обычаи.

Особенно важным было то, что участниками блог-тура были представители молодежи. Что именно мы транслировали важность сохранения национальной идентичности. Мы показывали процесс съемок в социальных сетях и привлекли внимание большого количества неравнодушных людей. Я думаю, что проект «Маршрут построен! Удмуртия многонациональная» — это отличное начало для дальнейшей работы по сохранению традиций и обычаев народов нашей республики. Для меня участие в блог-туре стало огромным опытом. Я бы с удовольствием приняла участие и во втором сезоне проекта. Надеюсь, что он будет иметь продолжение».

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE0
Смех
TYPE_HAPPY0
Удивление
TYPE_SURPRISED0
Гнев
TYPE_ANGRY0
Печаль
TYPE_SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Гость
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления

На информационном ресурсе применяются cookie-файлы . Оставаясь на сайте, вы подтверждаете свое согласие на их использование.