Наверное, каждый ижевчанин знает о существовании торговой сети «Светофор». Одни любят его за низкие цены, другие предпочитают обходить эти магазины стороной. Однако факт остается фактом: «Светофор» прочно занимает свою нишу на рынке. Только все ли так гладко у этой торговой сети? В декабре 2024 года депутат Сергей Лисовский выступил с инициативой провести масштабные внеплановые проверки в магазинах «Светофора». Причина — многочисленные жалобы на некачественный и небезопасный товар. Как сообщают «Известия» со ссылкой на свои источники, идею поддержал первый премьер-министр Денис Мантуров. Корреспондент izh1.ru отправилась в один из ижевских «Светофоров», чтобы узнать, как обстоят дела в местных магазинах.
Всего в Ижевске работают девять магазинов сети «Светофор». Они расположены в разных районах города, что позволяет им охватить как можно больше покупателей. Мы решили отправиться в «Светофор», открытый на улице Удмуртской, в здании торгового центра «Аврора-Парк».
Этот магазин имеет достаточно выгодное местоположение. Во-первых, он находится практически в центре Ижевска, что само по себе может обеспечить высокую проходимость. Кроме того, «Аврора-Парк» пользуется определенной популярностью среди горожан и гостей столицы Удмуртии. Это значит, что покупатели, которые, например, пришли в торговый центр за одеждой и техникой, могут заглянуть и в «Светофор». И, конечно, нельзя забывать, что неподалеку от «Авроры-Парка» находится Удмуртский государственный университет. А студенты, как мы все знаем, народ небогатый, и низкие цены их привлекают.
Однако основной категорией покупателей «Светофора» все же являются пенсионеры, в чем мы убедились лично, побывав в этом магазине.
Мы отправились туда днем в среду, 22 января. И как раз попали на проверку. В отличие от «Светофоров» других городов, сотрудники которых отрицают, что знают о грядущих визитах специалистов Роспотребнадзора в их магазины, здесь явно к такому подготовились. Пол был чистый, все ценники на месте, никаких неприятных запахов, товары лежали на своих местах, полки не пустовали. Две женщины, одна из них сотрудница «Светофора», вторая — в белом халате — явно специалист Роспотребнадзора, обходили магазин в поисках нарушений. Мы тоже решили устроить свою мини-проверку.
Что отличает «Светофор» от других магазинов? Товар по большей части хранится в картонных коробках, расставленных по залу ровными рядами. Сверху на коробку кладут одну из упаковок, например, пачку печенья, чтобы покупатели могли посмотреть срок годности, внешний вид продукта и оценить степень его свежести. С одной стороны, такая тактика позволяет магазину экономить на стеллажах, с другой, визуально это выглядит непривлекательно и не цепляет глаз. А как мы знаем, красивая выкладка товара тоже является маркетинговым ходом, позволяющим увеличить продажи. Однако, видимо, это «Светофору» не нужно — все равно покупатели найдутся, ведь сеть себя позиционирует как магазины низких цен. Давайте тоже взглянем на ценники.
В «Светофоре» продают как продукты, так и бытовую химию и товары для дома. По сравнению с другими магазинами цены здесь и вправду снижены. Однако за счет чего это достигается? Во-первых, за счет количества. Товары закупаются у поставщиков большими объемами по более низким ценам, поэтому в магазинах они продаются дешевле. Особенно это касается продуктов. В торговом зале громоздятся десятки коробок с килограммами одного и того же печенья, сотни банок кофе и томатной пасты. И цены на них, конечно же, соответствующие:
печенье «Сдобные колечки» с сахаром — 145,50 руб./кг;
черный крупнолистовой чай «Чайный гость» — 248,90 руб./кг;
томатная паста 25% «Кухмастер» в стеклянной банке — 178,90 руб. за 950 г;
кукурузные палочки в сахарной пудре — 87,50 руб. за 500 г;
масло сливочное «Белорусское» 82,5% жирности — 127,50 руб. за пачку. и т. д.
Вторая причина таких низких цен связана с торговыми марками, продукцию которых закупает «Светофор». В этих магазинах можно найти множество товаров компаний, уступающих в конкуренции более популярным брендам. Например, здесь продают бытовую химию от фирмы LANEKO, которую нельзя назвать такой же раскрученной, как Synergetic. И цена на их товары, конечно же, сильно различается. Так, 5 л геля для посуды Synergetic стоят от 800 рублей (по акции), то в «Светофоре» бутылку моющего средства того же объема от LANEKO продают за 337,70 руб.
Однако это не значит, что в сети «Светофор» можно найти только товары непопулярных брендов. Здесь продают и любимые многими ижевчанами колбасные изделия и пельмени мясокомбината «Восточный», продукцию «Глазовской птицы», сыр от Кезского завода. И цена на них тоже отличается от той, которую предлагают в других магазинах. Например, в официальном магазине «Восточный» сервелат деревенский от «Глазовской птицы» стоит 399 руб. без акции, в то время как на полках «Светофора» та же самая колбаса продается за 210,90 руб. Поэтому приобрести продукции проверенных производителей по более выгодным ценам здесь все-таки можно.
А что говорят о «Светофоре» сами ижевчане? Корреспондент izh1.ru опросила несколько покупателей.
— Раньше я здесь часто брала мясо и творог. Но у них сильно сократился ассортимент, поэтому сейчас бываю в «Светофоре» очень редко. В целом магазин хороший. Конкретно в «Светофоре» в «Авроре-Парке» всегда чисто, ценники на месте, продавцы работают замечательно. Никаких минусов, кроме сократившегося ассортимента, я назвать не могу.
— Беру в «Светофоре» молочку и мясную продукцию, то есть скоропортящиеся продукты, у которых я точно могу определить степень свежести. Остальное, как мне кажется, у них залежавшееся. Я говорю про печенье, конфеты и прочие продукты. Мой сын здесь затаривается бытовой химией, его все устраивает.
— «Светофор» мне не нравится. В первую очередь меня отталкивают эти коробки, в которых у них хранится товар. Совсем не привлекает внимание. Мне хочется видеть продукты, а не смотреть на горы коробок. Да и выбирать товар из-за этого неудобно. К тому же вызывают подозрения цены. Почему так дешево? Создается впечатление, что они добиваются такой низкой цены за счет качества товара. Ведь чем ниже качество продукции, тем она дешевле, не так ли? Поэтому лично я считаю, что надежнее и безопаснее делать покупки в других магазинах.
— В «Светофоре» ни в коем случае не беру то, что может испортиться. Вообще не заглядываю в отдел с мясной и молочной продукцией. Такое покупаю только в проверенных «Пятерочках», «Магнитах» и фирменных магазинах производителей. В «Светофоре» могу взять только макароны и баллончики для портативной газовой плиты.
— Никогда не любила магазины по типу «Светофора» и «Находки». Не нравится ни ассортимент, ни выкладка товара. Но и в FixPrice я захожу крайне редко. Во мне сидит убеждение, что если цена низкая, то товар некачественный. Особенно это касается продуктов. Однако ничего против «Светофора» не имею. Он работает для своей аудитории и явно для кого-то является любимым магазином. Да и к тому же, например, посуду и прочие товары, у которых нет сложного химического состава и срока годности, вполне безопасно покупать и по более низким ценам. В этом плане «Светофор» хорош.
В целом можно сказать, что «Светофор» пользуется популярностью у определенных категорий ижевчан, по большей части у пенсионеров, которые стараются экономить. Выгоду в этих магазинах найти можно, однако у некоторых людей низкие цены вызывают сомнения относительно качества товаров.