«Надо думать о живых». С такими словами обратились к властям жители Завьяловского района. Волна возмущения среди населения поднялась после новости о том, что рядом с деревней Сизево, поблизости от домов, собираются построить новое кладбище и крематорий. За две недели петицию с требованием отменить строительство, которое по мнению людей нарушает санитарные нормы, подписали более 8 000 человек. Корреспонденты izh1.ru встретились с жителями, чтобы узнать, ради чего люди намерены идти до конца в борьбе с таким соседством, и что им пообещали чиновники.
Будет вам кладбище и крематорий
Деревня Сизево — это не медвежий угол: она находится всего в 17 километрах от Ижевска. Здесь живут не только пенсионеры, но и молодые семьи с детьми. Некоторые из них получили участки в Сизево от администрации Завьяловского района по государственной программе для многодетных. По словам местных, инфраструктура в деревне совершенно не развита: нет детского сада, яслей, школы, клуба. Досуг жителей никак не организован. Но тем не менее они любят свою деревню. Для них Сизево — это природа, чистая экология. Именно поэтому новости о строительстве рядом с их домами крематория и кладбища так взбудоражила людей.
В публичной кадастровой карте муниципального образования «Завьяловское», которая находится в открытом доступе, любой желающий может увидеть, что под ритуальную деятельность рядом с деревней Сизево выделено два участка общей площадью 40 гектаров — это как 56 футбольных полей! Огромная территория, других таких больших кладбищ в Завьяловском районе нет.
Местные жители организовали инициативную группу и решили оспорить решение властей. Для этого они составили петицию, которую за 2 недели подписали более 8 тысяч человек. Помимо сизевцев, в борьбу против кладбища и крематория вступили жители других окрестных населенных пунктов: Доброго, Лужников, Нового Завьялово, Пычанок, Домоседово, Ближней Усадьбы, Екатерининского, Яркого, Лесного, Кенов, Каменного, Велеса, Яркого-2, Завьялово, Мещеряков и Южного парка. Петицию подписывали не только в электронном, но и в бумажном варианте, оставляя листы в магазинах и прочих общественных местах.
«Хоронить уже негде»
Но петициями жители не ограничились. Зная, что эта форма народного волеизъявления у нас в стране, мягко говоря, неэффективна, они подали обращения в муниципальные и республиканские органы власти, чтобы добиться хоть каких-то объяснений от официальных структур и привлечь их внимание к своей проблеме. В том числе недовольные жители обратились в администрацию Завьяловского района, прокуратуру Удмуртии и к главе региона, губернатору Александру Бречалову. Ответы они получили далеко не утешительные.
— В настоящее время готовится техзадание на проектирование кладбища, в котором предусмотрена зона под строительство крематория, — ответил людям первый заместитель главы администрации А. Н. Сивцов.
На обращение к главе республики Александру Бречалову жители получили следующий ответ: мол, существующее кладбище в селе Завьялово переполнено. Ещё в 2015 году в генплане района была выделена территория под строительство нового, как раз у деревни Сизево. И код использования земельного участка 12.1. предполагает там размещение кладбищ, крематориев и мест захоронений.
Жителей, разумеется, такие ответы не устроили и они пошли в СМИ за помощью.
— Наши деревни находятся за городской чертой и всегда являлись экологически привлекательными местами для семей, предпочитающих работу в городе и проживание в спокойном, чистом месте. <…> У нас каждая третья семья имеет двух и более детей. Мы не готовы к тому, чтобы качество жизни жителей деревень ухудшилось в связи с организацией кладбища, а строительство крематория считаем вообще недопустимым! — возмущались местные жители в разговоре с корреспондентом izh1.ru.
Когда имеешь дело с государственными органами, слезами и яростными криками протеста вряд ли поможешь. Слова и эмоции — это ничто перед нормативными актами и СанПиНами. На них и сделали ставку жители Сизево. Местные жители вооружились целыми стопками документов.
С этими бумагами люди пришли на очную встречу с представителями администрации Завьяловского района. Собрание состоялось 13 октября. В числе присутствующих была и корреспондент izh1.ru.
Очная ставка
Вечер. К зданию районной администрации подтягивается народ. Мы поднимаемся на третий этаж, в зал заседаний. Более 50 человек ждали, когда им дадут высказаться и ответят на вопросы: «Будут ли построены кладбище и крематорий?», «Почему нельзя отменить проекты?», «Возможен ли перенос кладбища на другие территории, дальше от населенных пунктов?»
В первом ряду сидят представители инициативной группы. У них в руках — бумаги с жалобами и требованиями жителей деревень, выдержки из СанПиНов и законов. В стороне сидят двое полицейских. Как позже выразился глава Завьяловского района Константин Русинов, сотрудников МВД пригласили на собрание для охраны порядка. Похоже, представители администрации откровенно побаивались толпы возмущенных жителей.
Собрание формально вел Константин Русинов. На встречу также явились зампредседателя Совета депутатов Ярослав Феофилактов, начальник Завьяловского теротдела Ирина Иванова, начальник управления «Каменское» Мария Гафиева, священник, сотрудник прокуратуры Тимур Шибанов и начальник управления архитектуры района Ольга Антонова, но они по большей части молчали. И это неудивительно: вступать в словесные баталии с толпой разъяренных людей никому не хотелось. Даже Русинову как главе района было сложно их перекричать и вставить слово.
Первый аргумент людей против строительства крематория, как ни странно, должен был бы поддержать представитель церкви. Всё население этой деревни исповедует христианство. А РПЦ отрицательно относится к кремации, настаивая на традиционном захоронении в землю. На собрании жители уточнили этот вопрос у отца Ильи, однако тот пояснил, что наотрез отказываться от кремации всё-таки не стоит:
— Церковь ратует за захоронение тела усопшего в землю. Однако полностью сбросить со счетов кремацию нельзя. Если традиционное захоронение невозможно, а с телом нужно что-то сделать, кремация — один из возможных выходов из положения.
В общем, церковь оказалась в этом вопросе не особо отделена от государства.
Но людей волновала не только религиозная сторона вопроса.
— Жители и, главное, дети каждый день будут видеть трубу, зная, что опять кого-то кремируют, наблюдать похоронные процессии. Это будет негативно сказываться на психофизиологическом состоянии населения. К тому же, кладбище — это бродячие собаки. У нас в Сизево и без того плачевная ситуация. Дети боятся ходить к школьным автобусам, потому что на них могут напасть псы. К тому же на некоторых дорогах нет освещения. Дети идут в темноте. И так этих собак много, а если еще кладбище обустроить, их станет еще больше. Школьный автобус у нас останавливается только в одном месте, ученики практически с другого конца деревни идут пешком до него. У нас нет школ и садиков, автобусы и так бывают переполнены. Но вместо того, чтобы строить эти объекты, нам предлагают кладбище и крематорий, — говорит одна из местных жительниц.
Заботит людей и тот факт, что кладбище рядом с из деревней начисто испортит экологическую обстановку в округе.
— У меня четверо детей. Я получила участок в деревне Сизево по госпрограмме после рождения третьего ребенка. Естественно, мы рассматривали вариант экологически чистого района, — говорит многодетная мама. — Поэтому прошу рассмотреть вариант переноса границ кладбища. Мы растим своих детей и выбрали эти участки из-за природы. Несмотря на то, что земли были без коммуникаций, я хочу это подчеркнуть, без газа, электричества и воды, мы всё равно решили переехать в Сизево. Единственное, что нас привлекло, — это экология. И мы хотим сохранить свою деревню, свою малую родину!
Всё не по нормам
Помимо этого, люди вооружились выжимками из законов и СанПиНов, которые, по их мнению, служат доказательством незаконности постройки кладбища на данном участке. Например, согласно пп. 2 ст. 16 ФЗ от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и пп. 50 СанПиН 2.1.3684-21 новые места захоронения должны располагаться на расстоянии не менее 300 метров от границ территорий, предназначенных для жилых домов. По кадастровой карте сизевцы вычислили, что в их случае кладбище будет размещено примерно в 270 метрах от их участков.
Кроме того, оказалось, что земли, выделенные под захоронения, имеют уклон в сторону деревни Сизево и ручью, впадающему в местный пруд. Это тоже нарушает санитарные нормы.
Не стоит забывать и о крематории, против которого жители настроены особенно серьезно. Крематорий выбрасывает в окружающую среду вредные вещества, такие как бензпирен, сернистый и угарный газы, оксиды азота и др.
— Если учесть розу ветров в нашем регионе, место расположения объекта с уклоном в сторону деревни, можно понять, что пропитанные результатами горения в ходе работы крематория осадки будут неблагоприятно влиять на здоровье людей, животных и растений, в числе которых выращиваемые на частных угодьях и в фермерских владениях, — уверенно заявляют жители деревни.
Согласно СанПиНам крематорий должен располагаться в 500–1000 метрах от ближайших жилых построек. Как мы уже говорили, в случае с деревней Сизево это расстояние менее 300 метров.
Жители также опасаются, что обустройство кладбища и крематория увеличит трафик на дорогах и приведет к пробкам в церковные праздники и родительские дни. Как отметил член инициативной группы Михаил во время собрания в районной администрации, строительство таких объектов негативно повлияет на стоимость земель вокруг них.
«Угомоните своих!»
На претензии жителей попытался ответить глава администрации Завьяловского района Константин Русинов.
— Первое: мы не проектируем крематорий и не собираемся его строить. Точка. Это не обсуждается. Возможно, через много лет наши дети примут другое решение. Может быть, они захотят построить крематорий. Но это их дело. Сегодня мы не проектируем крематорий и не будем его строить. Более того, чтобы это сделать, подрядчик должен получить от нас разрешение, мы его выдавать не намерены. Поставим точку в этом вопросе и больше его обсуждать не будем.
Из зала послышался вопрос:
— А какие гарантии, что через год вопрос о крематории не будет вновь поднят?
— Смотрите, чтобы был построен крематорий, нужно выдать соответствующее разрешение. У нас уже была история взаимодействия с жителями района по обустройству такого объекта на другой территории. Я сейчас говорю от лица администрации как глава муниципалитета. Позиция людей мне понятна. Жители категорически против крематория. Но с каждым годом растет количество людей, которые проходят процедуру кремации. Сегодня позиция жителей района такова, что строительство крематория нежелательно. Я как глава должен стоять на стороне большинства. Поэтому не намерен выдавать разрешение. Но, повторюсь, через 10–20 лет ситуация может измениться, — ответил Константин Русинов.
Людей ответ главы не удовлетворил. Более того, после его слов в зале заседаний началась жаркая дискуссия. Людям не терпелось высказаться, они перебивали друг друга и не слушали Русинова. Инициативная группа пыталась их успокоить. Однако выкрики и замечания граждан всё равно то и дело раздавались в зале. Полицейский, дежуривший на собрании, даже обратился к инициативной группе:
— Угомоните уже своих!
Эта фраза еще более негативно настроила жителей против властей и их решения.
Ведь жители деревни Сизево и других близлежащих населенных пунктов не только просят не строить крематорий, они требуют перенести кладбище на другое место. Люди не хотят, чтобы могилы располагались неподалеку от их домов. В этом вопросе позиция властей разительно отличается от мнения граждан. «Куда переносить? Земли-то нет!» — услышали участники собрания. Кроме того, по данным, предоставленным Константином Русиновым, Завьяловский район срочно нуждается в новом кладбище, так как большинство старых заполнено более чем на 60%.
Глава пояснил, что связывался с мэром Ижевска Дмитрием Чистяковым. Тот сообщил, что и в столице Удмуртии не осталось мест для захоронений. Новые могилы копают на Хохряковском кладбище, которое находится за пределами города и тоже относится к Завьяловскому району. А это значит, что в местах для захоронения нуждаются не только жители Завьяловского района, но и ижевчане.
— Я прекрасно вас понимаю. Вас больше интересует ситуация вокруг вашего населенного пункта. Но я отвечаю за весь район, поэтому обязан отстаивать интересы всех граждан. Ситуация с кладбищами в районе стоит остро. Причем 90% из них расположены на расстоянии меньшем, чем указано в СанПиНах. К нам уже сейчас приходят жители, просят места для захоронения. А мы их выдать не можем. Не можем выполнить свои обязательства перед населением, — высказался глава Завьяловского района.
Всё по генплану
Цифры не убедили протестующих жителей. Они всё еще не понимали, почему кладбище должно располагаться рядом с их домами. Сизевцы просили, чтобы при проектировании учитывались законодательные нормы и не нарушались их права.
Помимо муниципалитета, они обратились в правительство и прокуратуру Удмуртской Республики. Однако, как отметил Русинов, решение по поводу организации кладбища полностью остается за местным самоуправлением.
Но тут в разговоре всплыл тот самый генеральный план, принятый ещё в 2015 году и по которому в районе появляются новые объекты инфраструктуры. И, конечно, в нем обязательно отмечаются земли, где в будущем будет располагаться кладбище.
Генеральный план проходит несколько этапов согласования. В том числе публичные слушания, на которых жители могут возражать против каких-либо пунктов. К тому же генеральный план находится в открытом доступе, каждый желающий может с ним ознакомиться. Раз генплан был принят в 2015 году, по мнению Константина Русинова, жители Сизево имели полное право перед заключением сделки купли-продажи заглянуть в документ, чтобы проверить, какие изменения ждут их деревню в будущем. Вот только может ли в схемах генплана разобраться рядовой гражданин — большой вопрос.
— Незнание закона не освобождает от ответственности. Вы могли посмотреть в генплан, никто не мешал вам это сделать, — твердил Русинов.
Тем, кто получил участок по госпрограмме, выдавали земли с учетом всех нормативов, уверяют представители муниципалитета.
На требование жителей предоставить данные геологической экспертизы, проведенной в 2015 году для утверждения генплана, глава района лишь развел руками. Такими работами занимается проектировщик, и именно он будет проверять, подходит ли земля для строительства кладбища сейчас, спустя почти 10 лет после согласования генерального плана.
— Хочу обратить внимание, что создание нового места погребения возможно при получении соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения. Ими занимаются органы Роспотребнадзора по Удмуртской Республике. Поэтому до получения санитарно-эпидемиологического заключения, положительного или отрицательного, нельзя говорить о нарушении закона. Если заключение будет отрицательным, то смысла обсуждать проблему с кладбищем нет, — прокомментировал присутствующий на собрании представитель прокуратуры Завьяловского района.
После бурных обсуждений, которые длились примерно два часа, власти приняли решение убрать из техзадания пункт про крематорий. По крайней мере, в ближайшее время его строить не будут. Перед проектированием самого кладбища проведут санитарно-эпидемиологические исследования, чтобы понять, точно ли эта территория подходит для такого рода объектов. Кроме того, на совещания по поводу кладбища будут приглашать представителей инициативной группы жителей, чтобы сразу обговаривать все возражения и дальнейшие действия.
Однако и это не успокоило сизевцев. Они намерены до конца отстаивать свои интересы. В первую очередь жители решили нанять адвоката, так как изменения в генплан администрация вносить не планирует, то есть главное требование граждан о переносе кладбища власти игнорируют.
29 октября они закончили собирать подписи под своими обращениями и жалобами. С ними жители попробуют добиться решения вопроса в свою пользу через суд и вышестоящие органы.