![Артем Ткачук](https://n1s1.hsmedia.ru/53/41/e8/5341e8587251725d1f66326c7a474b95/966x1288_0x0AFMi3se_3847902759801753824.jpg)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/80/26/87/802687f777385eae6195098605948705/656x438_1_0452e3df39d20f948502395a6f721d58@1200x800_0xnaqH4jVZ_8921380689502584092.jpg.webp)
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» — такие слова Льва Толстого вспоминает Артём Ткачук, заместитель руководителя тюменского отделения Всероссийского общества автомобилистов, после возвращения из Успенского детского психоневрологического дома-интерната.
27 ноября он побывал на спектакле, который организовали дети из интерната. Выступление ребят заставило Артема задуматься о счастье и о том, что порой оно проявляется в довольно простых вещах — возможности выступить на сцене. Почему его так тронуло это и почему он считает, что не всегда детей из интерната нужно жалеть, читайте в его колонке.
Начну, пожалуй, издалека. Больше 15 лет назад довелось мне с ансамблем народных инструментов «Светозар» давать шефский концерт для детей из Успенского детского психоневрологического дома-интерната. Опуская детали, вспомню два момента, которые не могу забыть.
Успенский детский дом-интернат является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания детей с аномалиями умственного развития, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой реабилитации.
Пока мы выгружались из автобуса, вся местная детвора высыпалась на улицу. Ребята окружили нас, стали громко здороваться и наблюдать за тем, как ошарашенные музыканты выносят инструменты. Почему ошарашенные? Поставьте себя на наше место: вокруг толпа детей, у которых самые страшные диагнозы и синдромы (по мнению любого родителя).
Мы таскаем инструменты и замечаем, что круг ребятишек начинает сужаться. В итоге они приблизились к нам настолько, что могли прикоснуться. Что, собственно, они и делали. Интернатовцам было интересно не только поглазеть на приезжих артистов, но и потрогать нас. Сначала я испугался необычных детей. Делал вид, что не замечаю их касаний, их повышенного интереса. Потом привык и даже стал отвечать на их приветствия.
Когда инструменты были расставлены, девушки пошли переодеваться, а я вышел во двор, где меня уже ждали необычные поклонники. Я присел на лавочку, и меня облепила толпа деток. Одни обнимались, другие поглаживали по спине, третьи норовили присесть на колени… Дети постоянно кричали: «Здравствуйте!» Было видно, что их учили вежливости и здороваться с людьми.
Начало концерта. В просторном актовом зале мы в народных костюмах расселись по местам. Первая композиция «Тико-тико» — соло для ксилофона с ансамблем. Ксилофон я установил на самом краю маленькой сцены. Только занес палочки, чтобы издать вступительное глиссандо, раздался крик: «Погодите! Еще не все!»
![](https://n1s1.hsmedia.ru/da/6d/16/da6d162c87798db5cf8a25b3055ee3d4/656x438_1_73e8f9c5d20a0991d0aa10e8f0f86ca4@960x640_0xoTxIegJZ_4046415768674727841.jpg.webp)
Двери распахнулись, и в зал ввезли колясочников. Их разместили прямо возле сцены, в двух метрах от ксилофона. Я смотрел на них сверху и чувствовал, как растет невидимый комок в горле… Это был самый сложный концерт за всю историю выступлений.
27 ноября 2019 года я снова оказался в этом же доме-интернате. Только в качестве гостя — представителя Всероссийского общества автомобилистов. Общество было у них впервые, чтобы познакомиться и узнать, чем может помочь интернату.
После презентации директор учреждения предложила посмотреть спектакль «Алиса в Стране чудес», в котором все роли исполняли дети — воспитанники психоневрологического интерната. Спектакль был невероятным, красочным, профессиональным, трогательным! Дети, несмотря на недуг, играли замечательно. Как настоящие актеры, вжились в роль. Передали атмосферу сказки и стиля Льюиса Кэрролла. Всех поразила работа детей и работа с детьми. С необычными детьми. Не дадут соврать те, кто видел этот шедевр.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/25/10/3225105a17342e691195ced818c44f5b/656x438_1_a8a96b95486b5ee222414e1464830f42@960x640_0xi6NJJBMO_2600717537328166784.jpg.webp)
Я вспомнил себя на этой сцене, и прорвало. Слезы катятся — не остановишь. Стараюсь, незаметно от соседей, скрыть проявление сентиментализма, а они... тоже сидят и утирают слезы...
Всю дорогу домой я пытался понять причину своего сентиментального всплеска. Возраст? Рановато. Тонкая душевная организация? Ха! Это вообще не про меня. Жалость к несчастным детям? Они счастливы! Живут дружно, сыты, одеты, окружены заботой и даже играют в спектаклях. Может быть, мне стало жалко тех детей, у которых подобного счастья нет? Низкий поклон работникам интернатов! От всех нас низкий поклон!
Согласны с автором?