![](https://n1s1.hsmedia.ru/81/4a/f2/814af2686846327bf98a3991b9bcf6b3/656x610_1_9af24285b559eaa2a385d004006eff10@807x750_0xB4ir2zEV_0921690325000993344.jpg.webp)
Корпоративы отшумели, до «летнего чёса» еще далеко, а российские исполнители и не думают уменьшать размер выросших гонораров. Пандемия, международная обстановка, вопросы безопасности — все эти проблемы несколько лет играли не на кассу артистов. Но еще в прошлом году спрос на исполнителей стал увеличиваться, а гонорары постепенно расти, почти приближаясь к «сытым нулевым». Почему так, разбирается MSK1.RU.
Артисты уехали — денежки остались
— Прошедший 2023 год побил все рекорды по величине бюджетов на празднования и заказ артистов, а также звездных ведущих и известных спикеров, — говорит известный продюсер Табриз Шахиди, глава агентства «Империя музыки», одного из лидеров на отечественном рынке развлечений. — Как правило, это были мероприятия, организованные государством, события федерального значения. Высокий спрос привел к росту гонораров исполнителей и ведущих на 25 процентов и выше. Судя по началу года и количеству запросов на лето, осень и декабрь — год обещает быть результативным.
Например, Петербургский Международный Экономический Форум является для исполнителей отличной возможностью продемонстрировать свою востребованность и пополнить бюджет.
Пока не озвучены имена исполнителей, которые примут участие в большом концерте на Дворцовой площади и на вечеринках в рамках форума. Зато известно, что на важном мероприятии востребованы не только поп- и рок-звезды, но и классические музыканты. Например, в этом году на ПМЭФ пройдет большой концерт амбассадоров проекта «Русская Фортепианная Школа».
И заказчикам есть из кого выбирать. Несмотря на отъезд из России некоторых артистов, популярных исполнителей осталось достаточно, чтобы «закрыть» все потребности клиентов.
— Здесь важно отметить, что несмотря на то, что убывшие из индустрии имена хоть и в большинстве своем из первой 20-ки рейтинга, их, по сравнению с общим числом артистов на российской сцене, меньше одного процента, — подчеркивает Табриз Шахиди.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1d/0b/3c/1d0b3c691e7ebfc127f2c15971006496/656x438_1:5603_5e7909c3e640228a14f2c052f1d916cf@2500x1667_0xuEvLHzBt_4282279989832616666.jpg.webp)
Но этот «один процент» позволил тем, кто остался на отечественной сцене, поднять свою ценность для заказчиков в конкретном денежном выражении. На основе личного опыта взаимодействия с клиентами и партнерами по всей стране, Табриз Шахиди озвучил топ-10 российских исполнителей с самыми высоким гонорарами — от 8 до 20 миллионов рублей за выступление 45–50 минут (в зависимости от характера события и дальности перелетов):
— «Ленинград» / Шнуров
— Баста
— Полина Гагарина
— SHAMAN
— Филипп Киркоров
— Гарик Сукачев
— «Руки вверх»
— «Звери»
— Макан
— Григорий Лепс
Вложиться в хит
![](https://n1s1.hsmedia.ru/40/c7/25/40c725fca04dfe325e7b46e18aab4495/656x437_1:5523_d0c44f6439bfcf8926e464f3688c93fb@2704x1800_0xsvdWtzRg_4164230746033668452.jpg.webp)
Общая инфляция и рост курса валют — тоже влияют на увеличение гонораров. До сих пор некоторые исполнители озвучивают свою оплату в долларах или евро. Например, по данным концертного агентства «123 шоу», певица Жасмин за выступление просит от 15 тысяч евро, Анжелика Варум — от 25 тысяч евро, а Баста — 70 тысяч евро. В пересчете на рубли рост гонораров весьма существенный.
— Многие считают, что артисты просто гребут деньги лопатой, беря цены с потолка. Но это совсем не так, — объяснят продюсер и концертный директор Леонид Дзюник. — Зрители даже не думают, сколько нужно вложить в создание одного хита или новой концертной программы.
Рассчитать стоимость производства чего-то материального, например, фейерверка или праздничного торта, нетрудно: себестоимость плюс затраты на доставку и продвижение. Но как вычислить стоимость выступления артиста? По мнению, продюсера Леонида Дзюника, принцип тот же — подсчитываем вложения и добавляем немного на хорошую жизнь для исполнителя.
— Для начала ты должен купить песню, затем записать ее в хорошей студии, снять клип, заплатив всем участникам мероприятия — от режиссера до визажиста, — перечисляет затраты Леонид Дзюник. — Дальше нужно донести песню и клип до слушателя, а значит разместить композицию на музыкальных ТВ-каналах, поставить в ротацию на радиостанциях, разрекламировать в соцсетях. А это колоссальные затраты. Еще до пандемии популярная музыкальная радиостанция брала 600 евро за одну трансляцию песни. А чтобы песня стала хотя бы узнаваемой, таких трансляций нужно 100 в месяц как минимум.
Но вложения того стоят — успешное попадание в аудиторию может привести исполнителя в топ самых дорогих артистов. Например, 22-летний Андрей Косолапов, который выступает под сценическим именем Macan, большинству российской аудитории незнаком, его не показывали по ТВ, не крутили на радио.
Его гонорары сегодня сравнимы с теми, что берут за выступление Филипп Киркоров или Григорий Лепс. И дело не только в таланте исполнителя «пацанского рэпа», но и в огромных затратах на продвижение во «ВКонтакте», что дало точный выстрел в аудиторию. А если хит правильно завирусился в Сети, то последует и огромная популярность у «своего» слушателя.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c8/a6/d1/c8a6d1a89e3436549aed051074e89f04/656x438_1:5603_464e96b3814ada5f30472a9b0a21e7d6@1920x1280_0xN2lcBz24_2361864025595187514.jpg.webp)
В бой идет «второй эшелон»
Но не только самые популярные исполнители подняли гонорары на радостях от увеличения спроса. Цены за выступления выросли и у тех, кто еще недавно входит в топ «дискотеки 80-х». А всё потому, что российская сериальная индустрия в последнее время сосредоточилась на прошлом — один за другим выходят картины про времена заката СССР и «лихие девяностые».
— Сериал «Слова пацана», который стал супер-популярным, увеличил интерес и к тем исполнителям, что звучат в кадре: группам «Мираж», «Комбинация», Виктору Салтыкову из группы «Форум», и вообще к музыке конца 80-х — начала 90-х, — говорит продюсер Леонид Дзюник. — В последнее время эти исполнители были не сильно востребованы, а теперь на них вырос спрос и, как итог, выросли их гонорары. К тому же, сейчас еще снимают отдельный риал про группу «Комбинация», думаю, после него цены на нее увеличатся еще больше. В общем, ностальгия сейчас хорошо продается.
—«Дискотека Авария» — от 3 000 000 руб.
Игорь Саруханов — от 1 200 000 руб.
—Маргарита Суханкина — от 1 000 000 руб.
—Группа «Комбинация» с Татьяной Ивановой — от 650 000 руб.
—Золотым составом с Аленой Апиной — от 800 000 руб.
—Алена Апина соло — от 1 200 000 руб.
—Группа «Мираж» — от 1 000 000 руб.
—Виктор Салтыков — от 600 000 руб.
—Ирина Салтыкова — 300 000 руб.
(Расценки по данным концертного агентства «123 шоу»).
Но, по мнению продюсера, всё равно сегодня нет такого числа заказов на выступления, сколько их было в «золотой век корпоративов» — в нулевые и десятые. Поэтому, подняв гонорары, свои бытовые райдеры большинство исполнителей оставили прежними — без безумных требований.
— Сейчас все артисты понимают, что заказчики готовы платить, но не выбрасывать деньги. Помню, когда Светлана Лобода еще зарабатывала в России, ее бытовой райдер составлял почти половину стоимости гонорара — такие были безумные требования, чуть ли не обои переклеивать перед ее приездом, — рассказывает продюсер Леонид Дзюник.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/45/30/a4/4530a4d21b08be6c693c81cb96063679/408x612_1_6824aaded1d38cae064605b7f524fc8a@408x612_0xNpSTKAh1_3717813734693093140.jpg.webp)
Но нашим звездам еще далеко до гонораров звезд мировых. Пока лидерство держит Бейонсе, которая в прошлом году за 70-минутный концерт на открытии в Дубае отеля Atlantis The Royal взяла 24 миллиона долларов. В пересчете на рубли — 2 миллиарда 202 миллиона.
Недавно мы писали о том, какие звезды делают себе пластические операции. Почитайте об известных скандалистах, в числе которых Никита Кологривый. В середине апреля на премии «Шансон года» собрались все популярные сегодня исполнители. А также истории звезд, которые добровольно ушли из жизни на пике карьеры.