![](https://n1s1.hsmedia.ru/7c/18/1e/7c181e7aec391e7034886e3d6559f25d/656x438_1:5523_3ec6c00d7eab06338545759e18982a43@1920x1280_0xmawc3Ew0_2701732396211333128.jpg.webp)
Большие металлические буквы «Мотозавод» встречают всех тех, кто въезжает на территорию некогда гигантского предприятия. Когда-то тут работало больше 9000 человек, которые выпускали по 130 тысяч мотоциклов в год! Теперь же тут делают мебель, жестяные изделия и много что еще.
От завода-гиганта (а он занимал территорию в 43 гектара!) осталось всего лишь несколько цехов, которые еще и не так просто найти. Да и это производство, как на этой неделе сообщил владелец предприятия Илья Хаит, в скором времени переберется в Казахстан. Эту информацию довольно быстро опровергли, уточнив, что на новой площадке будут лишь собирать байки для тех стран, которые ввели санкции против России.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/21/59/8f/21598fee237a017b89b0d8cbfebb9b4b/656x438_1:5523_e9ed76ce581d948c252208a60137e74e@1920x1280_0x35Qx7Myb_6194736988069874854.jpg.webp)
— Казахстан нужен для упрощения логистики, — объясняет исполнительный директор предприятия Владимир Курмачев, который встретил нас в цехе покраски. — В Ирбите мы продолжим делать на российский и азиатский рынки. В Казахстане будем собирать на Америку.
В прошлом году завод выпустил 1150 мотоциклов, из которых только 50 штук продали в России (сейчас такую машину можно купить за 1,8 млн рублей). На США приходится 40 процентов, Европа — около 30, остальное — Азия.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3d/1e/16/3d1e16421dace6f88fd5806950da7f5a/656x438_1:5523_33296aa7990a03b581c6818806a2fe30@1920x1280_0xBrHo5xbO_3228201656888823612.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/be/02/bf/be02bfce50b7fb393c01e7b7d9fef42c/656x438_1:5523_a4fa8603f928dee6f35d3f1d5c4fa381@1920x1280_0xBj6A4DVc_4372684826795410963.jpg.webp)
Для сравнения: максимальный результат был в 130 тысяч штук в год! Но Владимир Курмачев, который работает на заводе уже 50 лет, говорит, что нет смысла вспоминать прошлое.
— Ирбитский завод — последний, где продолжают делать мотоциклы. Я об этом думаю. Просто насколько уменьшились объемы, но мы работаем, — с ноткой оптимизма в голосе говорит он.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ea/43/3c/ea433c86ce91b3853be7606a2a231b37/656x438_1:5523_ac40d9929b0269c31cfdbda9f661071e@1920x1280_0x9ICmEQic_4165490737174311758.jpg.webp)
При этом исполнительном директоре, кстати, завод несколько раз банкротился, но после как-то восстанавливался. Ему хочется верить, что и на этот раз предприятие как-то выкарабкается.
— В лучшем случае в Казахстане площадка заработает к осени — там пока ничего нет. Изучаем вопрос. Может, всё еще изменится. Может, не станет лучше, чем раньше, но хоть как-то... Лучше посмотрите, как мы красим порошковой краской, — предлагает Владимир Курмачев и просит женщину с краскопультом продемонстрировать этот процесс.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a6/34/bf/a634bfc5a44ca569da50fc6bd142fc17/656x438_1:5523_bf8985138e7981c2c601e20ad57e17f0@1920x1280_0xrscQNB0j_3247363347761069377.jpg.webp)
Очевидно, что ему куда приятнее говорить о технической составляющей, чем о переезде завода.
— Нам сейчас важно удержаться на плаву. Но мы не пойдем по тому пути, как ВАЗ, который решил выпускать упрощенные версии. Мы точно карбюраторы ставить не будем. Неправильно в XXI веке, образно говоря, с машины на лошадь пересаживаться. Пойдемте скорее в цех сборки, — говорит Владимир Курмачев.
Этот цех занимает примерно половину длинного ангара. Бросается в глаза, что среди рабочих много молодых людей. По меркам Ирбита — вполне достойная зарплата в 30 тысяч рублей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0d/d4/a4/0dd4a453e6b71134ffa0eda4f00e3d56/656x438_1:5523_50f869bd424b02fa6847e36d8327d891@1920x1280_0xwhXb7qUt_9179553986711572011.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/11/d6/36/11d63624d4027abf88dca4523a96a39d/656x438_1:5523_cbfee44a7963ae96ca71f7575f92589b@1920x1280_0xoY0wtXu1_1390207510111324679.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bf/f4/c0/bff4c0afb3c9b39a8afa747a538aca22/656x438_1:5523_f07bd91d81137d3b2c4812974679673b@1920x1280_0x0c5B0D49_0494494190040619964.jpg.webp)
Нынешние «Уралы» на 70% состоят из импортных комплектующих.
— И это нормально — так работают все производители. При этом постоянно ищем новых поставщиков. Мы отказались от многих немецких запчастей — например, шестерней. Теперь заказываем их на Тайване. Они не хуже, но дешевле, — объясняет Владимир Курмачев.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9d/f8/5c/9df85c400b6899d84b5096dcb764dffc/656x438_1:5523_5a43caea682933c4afbb853b8143c229@1920x1280_0xeog10o5r_7337824178979761407.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/85/1f/6e/851f6e1f7cb8b0e33c49d941aac7c194/656x438_1:5523_7397c6f0a3948edaf8e52d61944d70b7@1920x1280_0xRRcbB1Gl_0682422255535823933.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4a/49/29/4a49298156720cd22afa6145146c4162/656x438_1:5523_f3cb6bbd3b17189f7da0b95429aed4b6@1920x1280_0x4wOPhxJ9_5945961073370463284.jpg.webp)
Каждый день в цехе собирают шесть-восемь мотоциклов, но подготовка к финальному этапу занимает несколько недель. Например, коленвал изготавливают 14 дней, а кузов — 3–4 смены.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f4/e5/bd/f4e5bdd81b6fc5de5ad1ab8e52681d69/656x438_1:5523_1d0de161336bff24e884b61fa744bb18@1920x1280_0xzO6Sgbt4_5965014473540250501.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f6/07/93/f607939ba2f5e558cdf2d7a91ee7e5c8/656x438_1:5523_8697ade0220ac49e54d5875ef7e733b7@1920x1280_0xM8ZDkRKI_9587883974469100462.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1f/e3/94/1fe3942fd32a2855767f24783916f84b/656x438_1:5523_988435b7b0e08acb590fe3e371a5d753@1920x1280_0x2oHPFp9t_1546613220490877089.jpg.webp)
— У нас в марте резко увеличилось количество заказов от российских дилеров. Раза в два. Дело в том, что возникли проблемы с поставками импортных мотоциклов, а потому стали заказывать наши. Думаю, что минимум до мая такая ситуация будет. У нас всё нормально. Не такое переживали, — находит позитив в происходящем Владимир Курмачев.
Но он признает, что прибыльный на сегодня завод, скорее всего, на какое-то время станет убыточным.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ca/88/d5/ca88d53cc83b55328ae8573c9a9f1682/656x438_1:5523_aa4969747abad936aadcd7b1ffb98ac9@1920x1280_0x0Vh0cCa8_1147228401303186713.jpg.webp)
Ирбитский мотоциклетный завод был основан в ноябре 1941 года. Первую модель сделали на основе BMW R-71. После Великой Отечественной войны была поставлена задача увеличить выпуск мотоциклов в пять раз — до 20 тысяч штук в год. С 1953 года их стали экспортировать. Максимальное производство достигало 130 тысяч штук в год.
В 1992 году ИМЗ акционировали. После этого завод регулярно менял владельцев и несколько раз банкротился. В 2000 году три топ-менеджера предприятия купили ИМЗ. Сейчас 96% принадлежат Группе «ИМЗ-Урал», а 4% — Екатерине Румянцевой. Конечным бенефициаром является Илья Хаит. В 2021 году было выпущено 1150 мотоциклов. По данным «Контур.Фокуса», выручка составила 863 млн рублей, чистый убыток — 1,5 млн рублей.