Оплачивать свои покупки и услуги безналом россиянам мешает не отсутствие платежной инфраструктуры, а психология. К таким выводам пришли эксперты Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), пишет «Российская газета». Руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирина Лобанова отметила, что около 80% россиян сегодня охвачены финансовыми услугами, в том числе небанковскими, однако количество пока не переросло в качество: «Рынок платежей РФ идет пассивным путем. То есть люди не сами оформляют продукты, их им навязывают в некотором смысле финансовые организации – это зарплатная модель».
Зарплатные карты лидируют среди инструментов, которые используют россияне, чего не скажешь о дистанционных сервисах. Интернет, мобильный банкинг пока остаются уделом очень маленького количества людей, а электронным кошельком пользуется всего 10% населения. Очень многие оформляют электронный кошелек для одной покупки, когда срочно нужно что-то приобрести и это единственный способ оплаты. Часто после этого люди не становятся активными пользователями кошелька и не совершают через него транзакций. По словам Ирины Лобановой, такая ситуация складывается потому, что люди практически ничего не знают о финансовых продуктах и их возможностях и не доверяют им.
Часто в слабом развитии электронных платежей обвиняют отсутствие инфраструктуры – не хватает терминалов, интернет-эквайринга, не везде принимают карты. Как показал опрос, в торговых центрах, где эти инструменты есть, люди предпочитают расплачиваться «живыми деньгами». То есть культ наличности процветает, при этом само население удовлетворено существующей платежной инфраструктурой – недовольных только 25%.
Эксперты отмечают, что у людей сегодня нет мотивации перестраиваться, расплачиваться наличными удобно. «Большинство барьеров носят психологический характер. Инфраструктурные проблемы решаются, а проблемы в головах – пока нет», – заключила Ирина Лобанова.